Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Martellus [Почетный Тиран] цитировать
Зарегистрирован: 08.07.2004 Сообщения: 1906
|
Восстановить историческую справедливость в отношении Макбета | Добавлено: Сб Фев 05, 2005 11:10 am |
|
|
Шотландские парламентарии вступились за честь короля Макбета
(03.02.2005)
Шотландские политики начали кампанию "Амнистию Макбету!", сообщает France Presse. Члены парламента предлагают восстановить историческую справедливость в отношении монарха, правившего страной в XI веке, в год его тысячелетнего юбилея.
"Пьеса Шекспира очень сильно повредила репутации Макбета, - считает лидер кампании Алекс Джонстон, - Мы должны восстановить реальные факты, вместо того, чтобы увлекаться мифами". Он отметил, что благодаря "небрежно написанной пьесе", современный читатель даже не воспринимает Макбета как историческую личность.
Как утверждают парламентарии, "Макбет", написанный Уильямом Шекспиром в 1606 году, приписывает реальному историческому персонажу преступления, которых они не совершал, в том числе убийство его предшественника, короля Дункана, а также организацию убийства жены и детей знатного вельможи Макдуфа, в то время как его главными заслугами перед Шотландией являются упразднение беззакония и утверждение христианства.
Группа из 20 парламентариев представит на рассмотрение законопроект, предлагающий амнистировать короля в год его тысячелетия.
http://www.lenta.ru/oddly/2005/02/03/makbeth/_Printed.htm |
|
Вернуться к началу |
|
|
Реклама
|
|
|
Martellus [Почетный Тиран] цитировать
Зарегистрирован: 08.07.2004 Сообщения: 1906
|
| Добавлено: Пн Фев 14, 2005 3:48 pm |
|
|
Макбет не был злодеем
(03.02.2005, Daily Telegraph; перевод - inopressa.ru)
Группа известных историков убедила депутатов шотландского парламента начать кампанию за признание достижений Макбета. Они утверждают, что Шекспир создал неверное представление о нем как об амбициозном и беспощадном тиране, который находился "под каблуком" своей жены, леди Макбет.
На самом деле Макбет не был "мясником-убийцей и мужем королевы-злодейки", а был мудрым правителем процветающей объединенной Шотландии XI века, поощрял распространение христианства. А шекспировская интерпретация образа Макбета – "не более чем иллюзия", художественный вымысел...
В действительности Макбет не убивал короля Дункана во сне, как написано в пьесе. Макбет мог убить своего конкурента в борьбе за трон, но это произошло в битве при Питгавени в 1040 году. После этого Макбет правил страной 17 лет – долгий срок для королей эпохи Средневековья. И тот факт, что никто не попытался захватить его трон, когда Макбет совершил 6-месячное паломничество в Рим, свидетельствует о том, что ситуация в его королевстве была стабильной и Макбет пользовался уважением среди своих подданных.
"В некрологе на смерть Макбета период его правления описывается как "эпоха изобилия", и эта метафора у древних кельтов означает, что у них была хорошая еда, и люди были довольны. "То есть Макбет довольно успешно правил страной, – говорит Тед Кован, профессор истории из Glasgo University. – Некоторые из древних шотландских кланов упоминали Макбета как последнего великого кельтского правителя Шотландии".
Историки считают, что легенда о Макбете, которую использовал Шекспир в своей пьесе, была создана шотландскими бардами. Барды под патронажем клана, соперничающего с кланом Макбета за престол, очернили имя Макбета для того, чтобы бросить тень на весь его род.
Полностью статья находится по этому адресу. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Pirx
цитировать
Зарегистрирован: 09.04.2004 Сообщения: 58
|
Даёшь посмертную реабилитацию Бориса Годунова! | Добавлено: Вт Фев 15, 2005 11:24 am |
|
|
злостно оклеветанного Карамзиным и Пушкиным, обвинившими его в убийстве царевича Димитрия без всяких на то оснований. |
|
Вернуться к началу |
|
|
irmy
цитировать
Зарегистрирован: 10.02.2005 Сообщения: 1663
|
Моцарт и Сальери: встреча через два века | Добавлено: Вт Фев 15, 2005 12:44 pm |
|
|
В майские дни 1997 года в Милане, в главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. Понятно, что живых свидетелей быть не могло. Но правосудие вершилось в точном соответствии с установленной процедурой: судебную коллегию возглавлял председатель городского апелляционного суда, сторону обвинения представлял известный в Италии прокурор, защитниками были два известных миланских адвоката. В свидетели же - с обеих сторон - пригласили знаменитых врачей. Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта.
Что может быть ужаснее - быть проклятым в памяти потомков? Убийца гения! А что если проклят без вины? Спустя двести с лишним лет высокий суд разбирался в том, что же произошло...
Жизнь Моцарта многим известна - ей посвящено множество исследований. О Сальери большинство из нас только и знает, что он отравил Моцарта - из зависти к гению, сам будучи композитором посредственным. Но что же на самом деле являл собой человек, на которого пал столь неслыханный позор?
Антонио Сальери родился в 1750 году близ Вероны, в семье состоятельного купца. С раннего детства обнаружил блестящие способности к музыке, в 17 лет создал первое оригинальное сочинение, в 20 дебютировал тремя операми в Вене, а еще через четыре года стал придворным композитором.
Головокружительная карьера! Дирижер итальянской оперной труппы в Вене, которая стала ему второй родиной, один из основателей Венской консерватории, Сальери в течение нескольких десятилетий оставался в центре музыкальной жизни Европы. Именно с ним связана слава венской оперы.
Произведения Сальери обошли почти все оперные театры мира, ставились и в Петербурге. Популярность огромная! К тому же он оказался и превосходным педагогом. Бетховен, Лист, Шуберт были учениками Сальери. Они просто боготворили его, называли не иначе, как «отцом композиторов». Шуберт посвятил ему кантату.
Но ведь это вовсе не пушкинский Сальери! У поэта он желчный и сухой, разъявший «музыку, как труп», поверявший «алгеброй гармонию»... Так вот: Сальери поэта и Сальери реальный - лица «несовместимые».
Современники в один голос твердили, что Сальери был добрейшим человеком, всегда готовым к самопожертвованию.
Вот портрет Антонио Сальери, который нам оставили его друзья: «радушный, жизнерадостный. Остроумный, неисчерпаемый в анекдотах. Славный, изящный человечек (Сальери был маленького роста) с огненно сверкающими глазами. Всегда мил и опрятен, живого темперамента». Когда умер Глюк, Сальери взял на себя заботу о детях своего учителя.
Но пушкинская гениальная трактовка не подтверждается документами. Многие «находки», якобы показывающие на убийство, на поверку оказались поддельными. К примеру, ложным признано письмо Сальери, терзаемого угрызениями совести и готового на самоубийство. Зато доказана достоверность завещательного письма, которое уже престарелый Сальери написал незадолго до кончины. Он приложил его к реквиему, сочиненному втайне и предназначавшемуся для исполнения после того, как «Господь уже призовет к себе пишущего эти строки». В этом письме нет и намека на желание свести счеты с жизнью. Нет в нем ничего и о некоем тяжком грехе...
Впрочем, за эти двести лет взаимоисключающих версий было предостаточно, и розыски каких-либо подтверждений велись до последнего времени.
Посмертный позор Сальери растянулся на два века. Когда в 1850 году наступил столетний юбилей выдающегося итальянского композитора, сама мысль отмечать его показалась кощунственной. «Промолчали» и в двухсотлетие «отравителя». Чуть позже, в 60-х годах двадцатого века, в Зальцбурге, на одной из сессий Института моцартоведения специалисты пришли к выводу, что, по всей вероятности, никакого отравления не было, и скончался Моцарт от неизлечимой в то время ревматической болезни. Эти доводы подтвердила и известная работа Карла Бера «Моцарт - Болезнь. - Смерть. - Погребение».
Итак, через двести с лишним лет Антонио Сальери был оправдан «за отсутствием состава преступления». Но, увы, имя его уже стало нарицательным, а для многих - кануло в лету. На Западе этого талантливого композитора помнят лишь в музыкальных кругах, а широкая публика только из оправдательного вердикта узнала, что он подозревался в убийстве великого Моцарта. В России же, где творчество Пушкина знает каждый культурный человек, имя Сальери стало бессмертным. Но такой славе он наверняка предпочел бы забвение.
Через двести лет Антонио Сальери оправдан. Так что же? Возбуждать судебный процесс теперь уже против Пушкина? О клевете и прочем? Тогда надо судить и авторов, воспевавших красоту уродливой Клеопатры; Шекспира, донельзя очернившего Макбетов и приписавшего Отелло убийство собственной жены, которое он не совершал? И еще раз Пушкина, ибо вина Бориса Годунова в смерти младенца Димитрия вовсе не доказана... Но разве правда художественная всегда должна совпадать с правдой исторической? О чем, собственно, сказал нам в той трагедии Пушкин? О безоружности гения перед посредственностью. А об этом ему было достоверно известно из своей собственной жизни...
Маргарита Ломунова |
|
Вернуться к началу |
|
|
Martellus [Почетный Тиран] цитировать
Зарегистрирован: 08.07.2004 Сообщения: 1906
|
Re: Даёшь посмертную реабилитацию Бориса Годунова! | Добавлено: Вт Фев 15, 2005 2:32 pm |
|
|
Pirx писал(а): | Даёшь посмертную реабилитацию Бориса Годунова!
злостно оклеветанного Карамзиным и Пушкиным, обвинившими его в убийстве царевича Димитрия без всяких на то оснований. |
Мне непонятен Ваш сарказм, коллега. Вопрос затронут важнейший: речь идёт о восстановлении исторической справедливости в отношении ордынского наместника исконно российских территорий. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Pirx
цитировать
Зарегистрирован: 09.04.2004 Сообщения: 58
|
Re: Даёшь посмертную реабилитацию Бориса Годунова! | Добавлено: Вт Фев 15, 2005 2:53 pm |
|
|
Martellus писал(а): | Мне непонятен Ваш сарказм, коллега. |
Никакого сарказьму: я ЗА восстановление исторической справедливости не только в отношении ордынских наместников, но и - в первую голову!! - в отношении непосьресьвенно царя-хана Великой Орды! |
|
Вернуться к началу |
|
|
irmy
цитировать
Зарегистрирован: 10.02.2005 Сообщения: 1663
|
Re: Даёшь посмертную реабилитацию Бориса Годунова! | Добавлено: Вт Фев 15, 2005 10:39 pm |
|
|
Pirx писал(а): | Даёшь посмертную реабилитацию Бориса Годунова! злостно оклеветанного Карамзиным и Пушкиным, обвинившими его в убийстве царевича Димитрия без всяких на то оснований. |
Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
РЕКОНСТРУКЦИЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.
(НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ).
Глава 8
СЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК. ПРИХОД К ВЛАСТИ РОМАНОВЫХ.
РАЗРЫВ С ТУРЦИЕЙ. ОТПАДЕНИЕ КИТАЯ.
6. РУССКИЕ ЦАРИ-ХАНЫ СЕМНАДЦАТОГО ВЕКА.
6.1. БОРИС "ГОДУНОВ".
БОРИС ФЕДОРОВИЧ "ГОДУНОВ" 1598-1605 по [595]. См.рис.П1.27. Он является сыном предыдущего царя ФЕДОРА ИВАНОВИЧА. См. рис.8.2. Вначале - спокойное царствование без крупных внутренних смут. Правительство БОРИСА ФЕДОРОВИЧА пытается добиться успеха в Ливонской войне дипломатическим путем, опираясь, в частности, на Англию.
Затем начинается смута. БОРИС ФЕДОРОВИЧ отравлен и умирает в молодом возрасте, оставив после себя наследника - мальчика ФЕДОРА БОРИСОВИЧА, жену Марию и дочь Ксению. Заговорщики делают ставку на ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА - сына лишенного власти в 1572 году царя ИВАНА ИВАНОВИЧА. ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ был пострижен в монахи, но сумел бежать в Польшу. Он попытался захватить власть военным путем с помощью польских наемников, но его войска были разгромлены войсками БОРИСА ФЕДОРОВИЧА. Однако заговорщики в столице отравили царя БОРИСА ФЕДОРОВИЧА и расчистили путь к престолу ДМИТРИЮ ИВАНОВИЧУ.
6.2. ФЕДОР БОРИСОВИЧ.
ФЕДОР БОРИСОВИЧ, 1605 год. Мальчиком стал царем после смерти своего отца БОРИСА ФЕДОРОВИЧА. Вскоре был убит заговорщиками вместе с матерью.
6.3. ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ, "ЛЖЕДМИТРИЙ".
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (ЛЖЕДМИТРИЙ) "САМОЗВАНЕЦ", "ВОР" 1605-1610. См. рис.8.3. Сын лишенного власти в 1572 году царя ИВАНА V ИВАНОВИЧА. Был пострижен в монахи, но бежал в Польшу и начал борьбу за власть. Захватил престол в итоге заговора и дворцового переворота. Через год в 1606 году был свергнут сторонниками ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА ШУЙСКОГО, также члена царствующего дома, стремившегося захватить власть. Правление ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА и одновременное правление ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА ШУЙСКОГО
- эпоха крупнейшей династической смуты на Руси, гражданской войны и хаоса. В "романовской" истории назван "самозванцем", а также "вором". В романовской позднейшей версии "самозванец" и "вор" представлены как два разных человека. Убит в 1610 году.
6.4. ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ.
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ 1606-1610 по [595]. Взошел на престол в 1606 году в результате заговора и восстания против царя ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА. В стране образовались два царских двора - двор ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА в Москве и двор ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА недалеко от Москвы, в Тушино. Время династической смуты и хаоса. Шуйский сделал попытку основать новую династию - как ветвь старой русской "Ордынской" династии, к которой принадлежали Шуйские. Эта попытка оказалась неудачной.
chronologia.org |
|
Вернуться к началу |
|
|
Д.В. Калюжный
цитировать
Зарегистрирован: 09.11.2004 Сообщения: 225
|
| Добавлено: Чт Фев 17, 2005 11:41 pm |
|
|
Схема такая.
1. Действует живой человек в неоднозначную эпоху.
2. При нём, или по смерти создаются политические записки с однозначной оценкой, + или -, или то и другое.
3. Если литераторы не обращают на героя внимания, он становится проходной фигурой в науке истории со знаком + или -, или с припиской, что "современники оценивали неоднозначно".
4. Если литератор, тем более талантливый, берётся за перо, то в ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ оценка обязательно становится однозначной, + или -. Исключение - очень крупные фигуры, типа Петра или Сталина. В этих случаях однозначности не добиться даже очень талантливым литераторам!
На мой взгляд, искажены образы:
Бориса Годунова (в сторону минуса)
Дмитрия Первого (в сторону -)
Филарета и Михаила Романовых (в сторону плюса)
Алексея Романова (в сторону -)
Патриарха Никона (в сторону +)
Екатерины Второй (в сторону +)
Павла Первого (в сторону -)
В ряде случаев - стараниями литераторов.
Желающие могут дополнить список. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Реклама: -
|
|