Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Martellus [Почетный Тиран] цитировать
Зарегистрирован: 08.07.2004 Сообщения: 1906
|
Cтатья Й.Табова 'Богомильство - вера первых христиан' | Добавлено: Пт Янв 28, 2005 10:26 pm |
|
|
Предлагаем Вашему вниманию статью болгарского математика Йордана Табова, которую он подготовил специально для нашего форума.
Вопросы по статье господину Табову можно задать в этой ветке.
Богомильство - вера первых христиан
Йордан Табов
Богомилов хулили, отрицали, предавали анафеме – с давних пор. Навряд ли можно найти религиозные взгляды, которые представлялись в столь искаженном виде, как их учение. В любой книге о христианских ересях они занимают одно из ведущих мест. В них видят ключ, который ведет к истине о катарах, вальденсах, гуситах, лютеранах, пуританах, гугенотах, протестантах. Более смелые из исследователей дерзают утверждать, что на самом деле богомилы унаследовали нравственную чистоту первых христиан и что от них ведет свое начало рыцарская мораль о честной и самоотверженной службе Добру.
Открывая любую книгу о них, мы сразу натыкаемся на слово, которым “научные” описания характеризуют богомильское учение: дуализм. Вспомним, что так называемые “дуалистические” религии наряду с верой в “обычного” бога включают почитание (в какой-то степени), страх и уважение к “богу зла”, “злому богу”. С этой точки зрения во всех основных христианских учениях, в которых за Сатаной признается отрицательная роль в отношении христиан, есть дуалистический элемент. Но о богомилах нам внушают нечто более специфическое. У них якобы было два бога: “бог добра” и “бог зла”. Все земное – люди, растения, пища, одежда, церкви – было якобы творением “бога зла”. Он был творцом всего материального мира.
Написанное о богомилах в “научных книгах” построено на обвинениях, отправленных к ним их противниками, которые старались очернить их любой ценой, пользуясь полу-правдой и откровенной ложью. Таких обвинений немало в сохранившихся документах католической и православной церквей. Поэтому для современного исследователя, который читал только такие обвинения, повторенные много раз в разных вариантах, действительно нелегко ориентироваться в сути их взглядов.
Но большая истина о богомилах выясняется из анализа описаний их веры и особенно из анализа дошедшей до нас их “Тайной книги”; в ней есть достаточно информации, опровергающей клевету их оппонентов. Рассказав мрачные детали об учении богомилов, сегодняшние авторы обычно сообщают, что они отвергали все молитвы, кроме одной – "Отче наш". Это делается по инерции, не задумываясь о том, что такое утверждение ставит под сомнение дуализм богомилов.
В самом деле, посмотрим, что выражает “Отче наш”. “Отче наш, Иже еси на небесех ...” – начинал свою любимую молитву богомил, обращаясь к одному единственному богу, христианскому Богу, и обращения к какому-либо другому богу в ней вообще нет до самого ее конца; нет и намека на такого бога. “... да святится имя Твое, да приидет царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли ...” Иными словами, все – для христианского Бога! “Хлеб наш насущный даждь нам днесь ...” – продолжал богомил. Кроме буквального смысла, в этом желании выражена и символическая просьба к Богу получить от Него “духовный хлеб”. Но и тот и другой дается людям христианским Богом или по Его воле. “ ... и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго” – заканчивал молитву богомил. Из ее конца видно, что по представлениям богомилов даже в искушение их вводил христианский Бог, а не “бог зла”. От него, а не от какого-то “бога зла” происходило и их избавление от “лукавого”.
Все это убедительно показывает, что нет оснований писать и говорить о двух богах богомилов, об их дуализме и пр. Подробное исследование богомильских взглядов на основе сохранившейся до наших дней их “Тайной книги” (названной так служителями Инквизиции) проведено В. Николовой (она является кандидатом филологических наук и доктором философских наук). Выводы этого исследования опубликованы в ее книге “Поради тракийския орфизъм” (“Из-за фракийского орфизма”). В “Тайной книге” нет ни одной идеи, ни одной мысли, которой нет в Евангелиях – доказывает В. Николова. Это произведение в строго евангельском духе и создано в первом веке (или, самое позднее, в начале второго века) от Р. Хр. первыми поколениями христиан! Отразившееся в нем мировоззрение находится в полной гармонии с традиционным для жителей Балкан в старое время орфизмом, и может рассматриваться как его развитие и усовершенствование. Как орфизм, так и учение богомилов является строгим монотеизмом, более строгим, чем православие и католицизм.
Эти выводы неожиданные, и естественно порождают ряд вопросов.
Во-первых: действительно ли вера и ритуалы богомилов были похожи на веру и ритуалы первых христиан?
Во-вторых: действительно ли богомильство является таким старым? Если богомильское учение было создано так давно, на заре христианства, то оно не может быть еретическим. И так далее ...
Если хотите узнать еще немного о богомилах и о других еретиках, посмотрите:
Главы 24 и 25 книги “Когда крестилась Киевская Русь?”:
Глава двадцать четвертая. Догма и ереси.
http://www.chronologia.org/tabov/tab-24.doc
Глава двадцать пятая. Балканские ереси.
http://www.chronologia.org/tabov/tab-25.doc
Статью на болгарском языке “Богомилството – вяра на първите християни” (Журнал «Усури», Декабрь 2004, Январь 2005)
Иллюстрации:
Рис. 1. Стенопись из купола церкви в монастыре “Св. Наум” у Охридского озера. На реставрированном изображении богомилы пытаются прогнать святого Наума, пришедшего к ним проповедовать новый вариант христианства. В традиционной версии истории богомильство “возникает” спустя полвека после смерти св. Наума.
КРУПНЕЕ
Рис. 2. Прорисовка стенописи на рис. 1: богомилы пытаются прогнать святого Наума.
Рис. 3. Икона с тем же сюжетом: богомилы пытаются прогнать святого Наума (Чаусидис Н. Дуалистички слики, с. 427).
КРУПНЕЕ
Рис. 4. Памятник на могиле XV в. в Боснии (Imamovic E. Korijeni Bosne I bosanstva. Sarajevo, 1995, с. 250). Там богомильство было господствующей религией. Позднее боснийские богомилы приняли мусульманство – по-видимому, из-за преследований со стороны католиков и православных.
Рис. 5. Катарские кресты (Носовский Г., А. Фоменко. Библейская Русь. Том 2. Факториал, Москва, 1998.).
КРУПНЕЕ
Рис. 6. Старый болгарский крест, по-видимому в духе богомильской традиции.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Реклама
|
|
|
I,M,
цитировать
Зарегистрирован: 13.10.2004 Сообщения: 402 Откуда: Москва
|
|
Вернуться к началу |
|
|
jey
цитировать
Зарегистрирован: 08.10.2004 Сообщения: 744 Откуда: Latvia
|
Анна Комнина о богомилах | Добавлено: Сб Янв 29, 2005 5:29 pm |
|
|
АЛЕКСИАДА
8. Затем, на ... году его царствования, появилась громадная туча еретиков. Это был новый вид ереси, ранее незнакомый церкви. Соединились между собой два издавна известные злейшие и мерзостнейшие учения: нечестивость манихеев (так их можно называть), которую мы именовали также павликианской ересью , и бесстыдство мессалиан . Это и было учение богомилов, образовавшееся от слияния мессалианской и манихейской ереси . По всей видимости, оно существовало еще до вступления моего отца на престол , но не обнаруживало себя — ведь племя богомилов весьма искусно умеет облачаться в личину добродетели. Человека со светской прической не увидеть среди богомилов: зло скрывается под плащом и клобуком . Вид у богомила хмурый, лицо закрыто до носа, ходит он с поникшей головой и что-то нашептывает себе под нос. Но сердцем он — бешеный волк. И вот это-то опаснейшее племя извлек, как извлекают тайными заклинаниями притаившуюся в норе змею, и вывел на свет мой отец. Он отложил свои многочисленные заботы о западных и восточных делах и обратился к вопросам духовного свойства. Ведь Алексей во всех отношениях был выше всех: в искусстве обучения он достигал бoльших успехов, чем профессиональные учителя , в битвах и походах превосходил тех, кто вызывал восхищение воинской доблестью.
Слух о богомилах уже разнесся повсюду. Был некий монах Василий , который весьма ловко распространял нечестивое учение богомилов. У Василия было двенадцать учеников, которых он именовал апостолами; он привлек к себе также и учениц — женщин, безнравственных и мерзких , и повсюду, таким образом, сеял заразу. Как огонь, охватывало зло многие души . Не вынесла этого душа императора, и он занялся расследованием ереси. Некоторые из богомилов были доставлены во дворец, и все они называли Василия учителем, главой и руководителем богомильской секты. Один же из них, некий Дивлатий, на допросе не хотел сознаться и лишь после того как был подвергнут пыткам показал на упомянутого Василия и на тех, кого тот избрал себе апостолами. Многим лицам поручил самодержец розыски Василия, и вот объявился главный служитель Сатанаила Василий — человек в монашеском одеянии, с иссохшим лицом, безбородый, высокого роста, весьма ловкий в распространении нечестивого учения.
Самодержец, желая убеждениями принудить Василия раскрыть перед ним свои самые затаенные мысли, призывает его к себе, воспользовавшись благочестивым предлогом. При появлении Василия Алексей поднялся с места, посадил его возле себя и разделил с ним трапезу, затем, опустив леску и насадив на крючок приманку, он дал проглотить ее прожорливому чудовищу. Весь яд влил он в глотку этого мерзкого монаха. Вместе с тем он всяческим образом делал вид, что хочет стать его учеником, и не только он сам, но и его брат — севастократор Исаак. Алексей притворился, будто готов принять слова Василия за глас божий и полностью подчиниться ему, если только мерзейший Василий позаботится о спасении его души. «Почтеннейший отец (император обмазал сладостью чашу, чтобы одержимый бесом изрыгнул свою желчь), — говорит он, — я восхищаюсь твоей добродетелью и желаю познать проповедуемое твоей святостью учение, ибо наше, можно сказать, плохо и не ведет к добродетели». Василий сначала притворялся: будучи настоящим ослом, он напяливал на себя львиную шкуру и не поддавался на эти речи, тем не менее он возгордился от почестей — ведь император даже посадил его с собой за стол. Во всем помогал Алексею и вместе с ним устраивал эту инсценировку его брат — севастократор. В конце концов Василий выложил учение своей секты. Каким образом это происходило?
Помещение, где находились императоры вместе с этим негодяем, открыто говорившим и выкладывавшим все, что у него было на душе, отделялось от женской половины занавесом; за этим занавесом писец и записывал все, что говорилось. Болтун разглагольствовал, как учитель, император изображал из себя ученика, а в это время секретарь записывал поучения Василия. Все — дозволенное и недозволенное, говорил этот богомерзкий муж, не умолчав ни об одной из своих богопротивных догм . Он с презрением отзывался о нашем богословии, клеветал на все церковное управление и, о ужас, святые храмы именовал храмами бесов; он также порицал и объявил дурным почитание тела и крови того, кто был первым архиереем и первой жертвой .
Что же дальше? Император сбрасывает маску и поднимает занавес. Собрался весь синклит, сошлось воинство, присутствовало и высшее духовенство. На патриаршем троне царицы городов восседал тогда блаженнейший среди патриархов кир Николай Грамматик. Огласили богопротивное учение Василия — улики были неопровержимыми. Обвиняемый ничего не отрицал, но сразу же вступил в открытый спор; он уверял, что готов к огню, бичеванию и любому виду смерти — ведь эти погрязшие в заблуждении богомилы считают, что могут безболезненно перенести любое наказание, ибо ангелы якобы вынесут их из самого костра . Хотя все порицали Василия за нечестие, и в том числе те, кто разделял его гибельное учение, сам он — мужественнейший богомил — оставался непреклонным. Несмотря на то, что Василию угрожал и костер и другие беды, он не отступал от беса и находился в объятиях своего Сатанаила. В то время как Василий пребывал в заключении, император неоднократно приглашал его к себе и призывал отказаться от нечестивого учения, тем не менее тот оставался равнодушным к призывам императора.
Но я не обойду молчанием случившегося с ним чуда. До того как император стал более сурово с ним обращаться, Василий, уже раскрыв свое нечестивое учение, отправился в один домик, расположенный вблизи императорских палат, незадолго до этого построенный для него. Был вечер, на безоблачном небе сияли звезды, и молодая луна озаряла вечернюю тьму. Когда монах зашел среди ночи в комнату, в нее сами собой градом полетели камни. Ничья рука не метала их, и никто не забрасывал ими одержимого бесом святошу. По-видимому, гнев рассерженных, пришедших в негодование бесов — подручных Сатанаила — был вызван тем, что Василий раскрыл императору тайны и тем самым навлек тяжелые гонения на исповедуемое им лжеучение. Рассказал об этом некий Параскевиот, который был приставлен сторожем к этому одержимому, чтобы он не мог ни с кем вступать в беседы и передавать таким образом заразу. Этот Параскевиот страшной клятвой клялся, что слышал шум падавших на землю и на крышу камней, видел непрерывно летевшие камни, однако нигде не обнаружил того, кто мог бы их бросать. Граду камней сопутствовало землетрясение: почва волновалась, а крыша дома скрипела. Параскевиот же, по его собственным словам, сохранял присутствие духа до того момента, как понял, что это дело рук бесов, но, увидев, что камни, как говорится, дождем сыплются сверху, а старикашка-ересиарх удалился и заперся в доме, он, приписав это дело бесам, уже не отдавал себе отчета в том, что происходит.
9. Это о чуде. Намеревалась я рассказать о всей ереси богомилов. Но, как говорит где-то прекрасная Сапфо , мне мешает стыд. Ведь я, пишущая историю, — женщина, к тому же самая уважаемая из царственных особ и самая старшая из детей Алексея. Кроме того, надлежит хранить молчание о том, о чем говорят повсюду. У меня есть желание подробно описать богомильскую ересь, и тем не менее я не делаю этого, дабы не осквернять свой язык. Тех же, кто желает точнее узнать о ереси богомилов, я отсылаю к книге под названием «Догматический паноплий», составленной по приказу моего отца.
Был некий монах по имени Зигавин, хорошо известный моей госпоже, бабушке со стороны матери, и всему священническому сословию. Он досконально изучил грамматику, не пренебрегал риторикой и как никто другой знал догматы церкви. Его-то и призвал к себе самодержец и приказал изложить по порядку каждое в отдельности все еретические учения, сопроводив их опровержениями святых отцов, а ересь богомилов описать в том виде, в каком преподавал ее этот нечестивый Василий. Вот эту книгу и назвал самодержец «Догматическим паноплием», она и до сих пор носит это имя . Но пусть мое повествование вновь обратится к описанию гибели Василия.
Самодержец вызвал отовсюду учеников и единоверцев Василия — прежде всего уже упомянутых двенадцать учеников — и выяснил их образ мыслей. Были они в полном смысле слова учениками Василия. Ведь зараза проникла и в знатные семьи и охватила множество народа. Вот почему он сразу же приговорил к сожжению всех еретиков: и корифея и хор. Когда уличенные в богомильстве были собраны вместе, одни из них продолжали отстаивать свое еретическое учение, другие полностью отказывались от него, решительно возражали обвинителям и высказывали свое отвращение к богомильской ереси. Так как самодержец не мог питать к ним доверия, то, для того чтобы какой-нибудь христианин не затесался среди богомилов, а богомил не ускользнул от него под видом христианина, он изобрел некий новый способ, благодаря которому можно было обнаружить истинных христиан.
На следующий день Алексей воссел на свой императорский трон. В тот день присутствовали многие члены синклита, священного синода и наиболее достойные из числа ученых назиреев . Все обвиняемые в богомильской ереси были выведены на середину, и самодержец приказал вновь подвергнуть допросу каждого из них. Одни признали себя богомилами и ревностно отстаивали свою ересь, другие же решительно отпирались, называли себя христианами и ничего не признавали, когда их обвиняли. Тогда Алексей, нахмурив брови, сказал: «Сегодня будут зажжены два костра, в центре одного из них в землю будет вбит крест; затем каждому будет предоставлен выбор: желающие умереть в христианской вере, отделившись от остальных, взойдут на костер с крестом, а придерживающиеся богомильской ереси будут брошены в другой костер. Ведь лучше самому умереть как христианину, чем, оставаясь жить, подвергнуться преследованиям как богомил и возмущать совесть многих людей. Итак, пусть каждый идет, куда захочет» . Сообщив такое богомилам, император сделал вид, что покончил с этим делом. Обвиняемых немедленно взяли и увели, а в это время собралась большая толпа стекшегося отовсюду народа. В месте под названием Циканистр разожгли костры в семь раз, как говорит певец, сильнее, чем их обычно разжигали . Огонь поднялся до небес; в одном из костров находился крест. Так как все обвиняемые должны были быть сожжены, каждому был предоставлен выбор вступить в тот костер, который он пожелает. Те, кто придерживался православия, увидели всю безвыходность своего положения и подошли к костру с крестом, чтобы принять истинно мученическую смерть. Нечестивцы же, придерживавшиеся мерзкой ереси, обратились к другому костру. Когда они готовы были все вместе броситься в костры, присутствующие стали жалеть христиан, которые должны были сгореть, и выражали сильное недовольство императором, не зная о его намерении. Но приказ императора предупредил палачей и не дал им свершить своего дела. Получив, таким образом, надежные доказательства того, кто является истинным богомилом, император отпустил с многочисленными наставлениями ложно обвиненных христиан. Богомилов же он вновь заключил в тюрьму, отделив нечестивого Василия от остальных апостолов. Некоторых из них он сам ежедневно призывал к себе, поучал, увещевал отречься от мерзкой веры, других же по его приказу ежедневно посещали наиболее достойные из священников и наставляли их в православной вере, убеждая отречься от богомильской ереси. Одни из еретиков исправились и были освобождены из-под стражи, другие в ереси окончили свою жизнь в тюрьмах, хотя и имели полный достаток в пище и одежде.
10. Василия же, как истинного ересиарха и к тому же совершенно не раскаявшегося, все члены священного синода, наиболее достойные назиреи и сам занимавший тогда патриарший престол Николай приговорили к сожжению. С ними был согласен и самодержец, который, помногу и часто беседуя с Василием, убедился в его дурном нраве и знал, что он не отрекся от ереси. Тогда-то и распорядился император развести на ипподроме громадный костер. Была вырыта очень глубокая яма, а куча бревен, сложенная из высоких деревьев, казалась горой. Когда подожгли костер, на арену ипподрома и на ступеньки мало-помалу стала стекаться большая толпа народа, с нетерпением ожидавшая дальнейших событий. С другой стороны вбили крест, и нечестивцу была дана возможность выбора на тот случай, если он, испугавшись огня и изменив свои убеждения, подойдет к кресту, чтобы избежать костра. Присутствовала при этом и толпа еретиков, взиравших на своего главу Василия. Он же, казалось, с презрением относился к любому наказанию и грозившей ему опасности и, находясь вдалеке от костра, смеялся, морочил всем головы прорицаниями, будто некие ангелы вынесут его из огня, и тихо напевал псалм Давида: «К тебе он не приблизится, только смотреть будешь очами твоими» .
Когда же толпа расступилась, дав ему возможность увидеть ужасное зрелище огня (ведь и с большого расстояния почувствовал он жар огня и увидел взвившееся вверх и как бы испускающее громы пламя, огненные искры которого поднимались на высоту каменного обелиска, стоящего посреди ипподрома) , этот храбрец, казалось, струсил и пришел в замешательство от одного вида огня и, как человек, попавший в безвыходное положение, стал вращать глазами, хлопать руками и ударять себя по бедру.
Придя в такое состояние от одного зрелища огня, он тем не менее оставался непоколебимым: его железную душу не мог ни смягчить огонь, ни тронуть обращенные к нему увещевания самодержца. Возможно, из-за неотвратимо грозящей беды его охватило безумие и, находясь в полной растерянности, он не понимал, что ему полезней делать, быть может (и это более вероятно), дьявол, владевший его душой, окутал непроницаемой мглой его разум. Этот проклятый Василий стоял совершенно безучастный перед лицом грозившей ему страшной опасности, глазея то на костер, то на собравшуюся толпу. Всем казалось, что Василий действительно помешался: он не двигался к костру, не отходил назад, а как бы оцепенев, неподвижно стоял на одном месте. Так как о Василии распространялись всевозможные слухи и басни, то палачи опасались, как бы покровительствующие Василию бесы с божьего дозволения не совершили какого-нибудь необычайного чуда. Они боялись, что этот негодяй, выйдя невредимым из огня, явится в многолюдное место и в результате произойдет новый обман, еще хуже предыдущего. Поэтому они решили подвергнуть Василия испытанию. Так как Василий рассказывал небылицы и хвастался, что выйдет невредимым из огня, то палачи, взяв его за плащ, сказали: «Посмотрим, коснется ли огонь твоей одежды», — и тотчас бросили плащ в середину костра. В ответ на это обманутый бесом Василий сказал со смехом: «Вы видите, мой плащ взлетел на воздух!» Палачи же, узнав «по кромке ткань», подняли Василия и бросили его в платье и башмаках в середину костра. Пламя, как будто разгневавшись на него, целиком сожрало нечестивца, так что даже запах никакой не пошел и дым от огня вовсе не изменился, разве что в середине пламени появилась тонкая линия из дыма. Ведь сама стихия поднимается против нечестивцев, щадит же она — чтобы сказать правду — только людей богоугодных. Так некогда в Вавилоне отступил и отошел огонь от угодных богу юношей и окружил их со всех сторон наподобие золоченых покоев .
Не успели еще палачи поднять негодяя Василия, как пламя, казалось, вырвалось навстречу, чтобы схватить нечестивца. Стоявший кругом народ с нетерпением ждал и требовал, чтобы бросили в огонь и всех остальных причастных к гибельной ереси Василия. Но самодержец не согласился и приказал заключить их в портиках и галереях Большого дворца . После этого зрители были распущены. Позже безбожников перевели в другую весьма надежную тюрьму, где они содержались долгое время и умерли в своем нечестии. Таково было последнее деяние из всех великих трудов и подвигов самодержца — поступок совершенно новый, необычный по своему характеру, неслыханный по своей смелости. И я думаю, современники и близкие императору удивляются до сих пор и им кажется, что все происходившее тогда было не наяву, а привиделось во сне. Начиная с того времени, когда вскоре после провозглашения императором Диогена варвары вступили в пределы Ромейской державы и Диоген, как говорится, с первых шагов потерпел неудачу в походе на них , и вплоть до воцарения моего отца варварская рука не оставалась в покое, она точила мечи и копья против христиан, а битвы, сражения и убийства не прекращались. Уничтожались города, опустошались области, и вся ромейская земля была обагрена христианской кровью. Одних постигла печальная участь, и они пали от стрел и копий, других заставили покинуть насиженные места и пленниками увезли в персидские города. Страх охватил всех, и они поспешили укрыться от обрушившихся бедствий в пещерах, рощах, горах и холмах. Одни из них, уведенные в Персию, оплакивали в молитвах свои страдания, другие, еще сохранившие свободу — если вообще кто-либо оставался в ромейских пределах, — стеная, проливали слезы кто о сыне, кто о дочери , как женщины, заливаясь горючими слезами, они плакали кто о брате, кто о преждевременно ушедшем из жизни племяннике, и не было тогда места без слез и стенаний. Что же касается императоров, то они, за исключением немногих (я имею в виду Цимисхия и императора Василия ), с давних пор и до воцарения моего отца вообще не осмеливались ступить на азиатскую землю.
http://babon.sitecity.ru/ltext_0903104639.phtml?p_ident=ltext_0903104639.p_1707005659 |
|
Вернуться к началу |
|
|
Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
| Добавлено: Сб Янв 29, 2005 8:54 pm |
|
|
года три назад во Франции был бум на катаров-альбигойцев...
повыпускали массу книжек, фильмов, телепередач...
лейтмотив такой, что были они добрыми христианами, но к несчастию своему слегка богаты, потому было много жлающих этим делом воспользоваться и объявление их еретиками было просто "цивилизационным" предлогом для прихватизации
памятники им:
для сравнения из темы http://forum.lirik.ru/forum/viewtopic.php?t=744&highlight=
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Й. Табов
цитировать
Зарегистрирован: 15.01.2005 Сообщения: 33
|
| Добавлено: Пн Янв 31, 2005 8:46 pm |
|
|
"лейтмотив такой, что были они добрыми христианами, но к несчастию своему слегка богаты, потому было много жлающих этим делом воспользоваться и объявление их еретиками было просто "цивилизационным" предлогом для прихватизации"
"Богаты" - важная деталь. Латинское слово "булге" и подобные ему в старых европейских языках слова означали "кожаная сумка; бюджет" (англ.), "сумка для денег" (нем.) и т.д. По-видимому, слово "булгары" для многих означало "человек, делающий что-то с сумками для денег". В том числе, возможно, и "купец", "ростовщик", "мешочник" и т.п. Возможно, что именно это значение и лежит в основе самого этнонима "болгары".
Может быть, этноним происходит из Пелопонесса; там особым почетом пользовался бог Гермес (Хермес, Герман?, Ермо?, Ермолай?) - Меркурий. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
| Добавлено: Пн Янв 31, 2005 9:55 pm |
|
|
Й. Табов писал(а): | "Богаты" - важная деталь. Латинское слово "булге" и подобные ему в старых европейских языках слова означали "кожаная сумка; бюджет" (англ.), "сумка для денег" (нем.) и т.д. По-видимому, слово "булгары" для многих означало "человек, делающий что-то с сумками для денег". В том числе, возможно, и "купец", "ростовщик", "мешочник" и т.п. Возможно, что именно это значение и лежит в основе самого этнонима "болгары". |
может быть, хотя слово ВУЛЬГАР, вульгарный тоже от того же корня...
это что касается булгар-болгар, во Франции же как Вы знаете их называли катары и по городу Альби, их столице - альбигойцами..., хотя тож ене известно что было раньше слово или город...
герб города Альби,
лев..
Последний раз редактировалось: Север (Вт Фев 01, 2005 12:03 pm), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
кеслер Гость цитировать
|
герб | Добавлено: Вт Фев 01, 2005 11:54 am |
|
|
Когда появился этот герб? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
Re: герб | Добавлено: Вт Фев 01, 2005 12:21 pm |
|
|
кеслер писал(а): | Когда появился этот герб? |
до новой парадигмы...
stat baculus vigilatque leo turresque tuetur
КРЕСТ ПОДНЯТ, ЛЕВ ХРАНИТ БАШНИ
La tour symbolise la cité gardée jour et nuit (soleil et lune) avec vigilance et courage (le léopard). Cité romaine détachée du peuple gaulois des Rutènes, siège d'un évêché dont le premier évêque connu est Diogénien, Albi appartint à une lignée de seigneurs qui se succédèrent en ligne directe depuis le vicomte Aton jusqu'à Raymond-Roger, emprisonné en 1209 à Carcassonne lors de la croisade des Albigeois. Malgré le surnom d'Albigeois donné aux Cathares, la ville ne fut pas un haut lieu de l'hérésie et elle échappa à la destruction par les croisés de Simon de Montfort.
башня символизирует город, охраняющийся лень м ночь (солнце и луна) бдительно и мужественно (леопард). Римляне захватили этот город у галльского народа Rutènes и установили епископат, первый известный по имени епископ Diogénien. Albi принадлежал потомкам по прямой линии от Виконта Атона до Раймона-Роже, заключенного в тюрьму в 1209 в Каркассонне в течение крестового похода против альбигойцев. Несмотря на прозвище Альбигойцы, данное Катарам, город не был столицей ереси и он избежал разрушения крестоносцами Симона де Монфор.
(C) ссылки на автора информации обязательны |
|
Вернуться к началу |
|
|
Martellus [Почетный Тиран] цитировать
Зарегистрирован: 08.07.2004 Сообщения: 1906
|
| Добавлено: Ср Фев 02, 2005 6:52 pm |
|
|
Йордан Табов писал(а): | Во-вторых: действительно ли богомильство является таким старым? Если богомильское учение было создано так давно, на заре христианства, то оно не может быть еретическим. |
Жерар де Сед в книге "Тайна катаров" (Gerard de Sede - "Le Secret des Cathares") задаёт такой вопрос:
"Является ли катаризм всего лишь ересью по отношению к католической церкви или это отдельная, самостоятельная религия?"
Север писал(а): | памятники им: |
Этот памятник находится в Минерве (Minerve) и, согласно одному их объяснений, символизирует собой душу, находящуюся в "плену" тела:
Тайная книга Богомилов:
"я же, Иоанн, спросил Господа: "Как так: человек от Духа может быть в плотском теле?" На что Господь сказал: "Павшие с неба ангелы входят в тела женщин и обретают плоть из плотской похоти. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух, так свершается царство Сатаны в этом мире у всех народов".
I,M, писал(а): | Скажите, пожалуйста, это и есть Тайная книга Богомилов? |
Для сравнения: в книге де Седа в Приложении II приведено "Тайное Евангелие катаров. Полный перевод тайной вечери или Вопросов Иоанна Иисусу, Каркассоннская версия" с инквизиторским примечанием: "Сей секретный еретический текст привезён из Болгарии для Назария, епископа еретиков. Текст полон заблуждений". |
|
Вернуться к началу |
|
|
I,M,
цитировать
Зарегистрирован: 13.10.2004 Сообщения: 402 Откуда: Москва
|
КАТАРЫ | Добавлено: Вс Фев 06, 2005 10:46 pm |
|
|
Генри Ли
Иcтория инквизиции в средние века.
Глава "Катары"
Книга издана в Париже в 1901 году и на русском языке в 1911 и 2000 годах.
Последний раз редактировалось: I,M, (Ср Фев 09, 2005 12:02 pm), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Й. Табов
цитировать
Зарегистрирован: 15.01.2005 Сообщения: 33
|
Cтатья Й.Табова 'Богомильство - вера первых христиан' | Добавлено: Вс Фев 06, 2005 10:57 pm |
|
|
Оксфордский словарь
Oxford English Dictionary. Ohford. At the Clarendon press. v. I. 1933, p.1160.
обобщает следующим образом сведения о связи богомилов с катарами:
“Bugger. Также bougard, bouger (от старого французского bougre; от латинского Bulgarus, т.е. болгарин) – имя, которое дали секте еретиков, пришедшей из Болгарии в 11 веке.”
К этому добавлю и то, что в “Песне о крестовом походе против альбигойцев” Гийом дьо Тудель выражает свое отрицательное отношение к “cels de Bilgaria” (тем из Болгарии), потому что видит в них основной источник катарской ереси.
Но в самом ли деле учение катар “пришло из Болгарии”, или речь идет о влиянии в Южной Франции болгарских христианских учений, родственных катарам?
По поводу вопроса Жерара де Сед в книге "Тайна катаров" (Gerard de Sede - "Le Secret des Cathares"):
"Является ли катаризм всего лишь ересью по отношению к католической церкви или это отдельная, самостоятельная религия?"
Если верна гипотеза о том, что богомильство и катаризм – ветви старого “от ап. Павла” христианства І в., то его можно сформулировать и так: "Является ли старое христианство І в. ересью по отношению к католической церкви или это отдельная, самостоятельная религия?"
По-моему, нет.
Еще в І в. сторонники ап. Петра считали ап. Павла еретиком. Был ли он на самом деле таким? Был ли он христианином? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
| Добавлено: Пн Фев 07, 2005 9:18 am |
|
|
Исторический словарь Валло:
Катаризм- см, Альбигойцы
Альбигойцы - Катаризм или "альбигойская ересь" не был христианской ересью, это религия на основе дуализма, родившаяся из манехеизма 3 века, и напрямую связаная с аналогичными движениями на Востоке, на Балканах (Богомилы) и в Северной Италии. Она распространилась в 12 веке во времена крестовых походов и благодаря миссионерам с Балкан (Никетас Константинопольский). Во Франции она появилась в 12 и 13 веках, главным образом в Лангедоке. Их главными центрами были Альби (откуда их название), Безье, Каркасон и Тулуза.
Альбигойская ересь или катаризм базируется на системе дуализма (добро и зло). Она отвергает учение и духовенство Католической Церкви, причастие и молитвы. Только своего рода крещение было принято для избранных. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Й. Табов
цитировать
Зарегистрирован: 15.01.2005 Сообщения: 33
|
Cтатья Й.Табова 'Богомильство - вера первых христиан' | Добавлено: Пн Фев 07, 2005 4:48 pm |
|
|
Мне незнаком словарь Валло, но, по-моему, его автор перепутал очень многое.
Я начну с напоминания того, что ученики ап. Павла и их последователи отвергали крещение водой; у них было крещение “Св. Духом” (пневмой). Крещение водой являлось языческим обычаем. Уже давно выяснено, что катарский обряд “Консоламентум”, который в этом словаре назван “своего рода крещение для избранных” НАПОМИНАЕТ (а на самом деле, по-видимому, являлся) православный обряд вступления в монашество. Конечно, монахами становились не все.
Итак, Валло пишет:
“Катаризм или "альбигойская ересь" не был христианской ересью, это религия на основе дуализма, родившаяся из манихеизма 3 века, и напрямую связанная с аналогичными движениями на Востоке, на Балканах (Богомилы) и в Северной Италии.”
А что думали о своем происхождении сами катары?
Они считали, что ведут свое начало от апостолов, “шаг за шагом”, т.е. что их связывает с апостолами непрерывная цепь епископов, передававших друг другу “Св. Дух”. Они утверждали, что католики отпали от истинной христианской Церкви во времена Константина Великого; тогда папа посягнул на мирскую власть. О том, что “Дар Константина” является истинным событием, говорят не только подтверждения пап, ссылавшихся на него, но и упорные отрицания современных богословов, и ссылки на чьи-то “доказательства” о фальсификации без предъявления ни самого документа, ни этих доказательств.
Католические богословы очень не любят обсуждать связь католицизма с митраизмом; а она очень существенная для понимания истории Католической Церкви. Откуда название “папа”? Почему папа является “Понтифекс максимус”? Почему католическое (и отчасти православное) богослужение напоминает языческие – митраистские – обряды?
Для митраистов на Востоке манихеи – это христиане Персии. Там столкновение язычников с христианами проявлялось как борьба митраистов с манихеями. Поэтому неудивительно, что католики – наследники митраизма – сравнивали своих прежних “чистых” (чистые=катары) христианских врагов с манихеями, несмотря на то, что, как хорошо известно, богомилы (и катары) относились отрицательно к манихеизму.
Замечание Валло, что
“Альбигойская ересь или катаризм базируется на системе дуализма (добро и зло).”
вообще вызывает веселые чувства. Откуда здесь появилось слово “дуализм” я не знаю; но вот система “добро и зло” и есть одна из важнейших особенностей христианства. Католики очень часто буквально списывают старые обвинения язычников в адрес первых христиан и направляют их в адрес богомилов и катар. Примеры приведены в главе 25 книги “Когда крестилась Киевская Русь?”.
( http://chronologia.org/tabov/tab.html ) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
| Добавлено: Пн Фев 07, 2005 8:09 pm |
|
|
LAROUSSE Etimologie
bougard- нет
bouger - 1150 г. от старолатинского поп. bullicare, bouilloner, от bullire, bouillir - кипятить.
bougre - 1172 г. (borge) Bulgare, пренебрежительное "еретик, садомит"
15 век - "молодец, удалец" от баз.латынь Bulgarus (VI век),
16 век - bougrement
13 век - bougrerie, ересь.
1743 - bigre Трево, трансформация слова bougre
2005- bigre - черт возьми! здорово! |
|
Вернуться к началу |
|
|
Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
Re: Cтатья Й.Табова 'Богомильство - вера первых христиан' | Добавлено: Пн Фев 07, 2005 8:12 pm |
|
|
Й. Табов писал(а): | Мне незнаком словарь Валло, но, по-моему, его автор перепутал очень многое.
“Альбигойская ересь или катаризм базируется на системе дуализма (добро и зло).”
вообще вызывает веселые чувства. Откуда здесь появилось слово “дуализм” я не знаю; но вот система “добро и зло” |
противопоставление двух понятий "добро" и "зло" это и есть дуализм...
по крайней мере так нам французам теперь и объясняют, что в то время когда все правоверные христиане молились три-единому богу, катары проповедовали дуализм. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Реклама: -
|
|