Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
СТЕНКО РАЗИНЪ ДОНСКИ КОЗАКЪ ИЗМЕННИКЪ | Добавлено: Пн Янв 17, 2005 4:36 pm |
|
|
переношу старую информацию
В городе герое Ташкенте попалась мне книжка "Иностранные известия о восстании Степана Разина", Наука, Л. 1975, под редакцией А.Г.Манькова.
Много занятных вещей, но мне понравилась диссертация некоего Марция, защищённая в 1674 г. в Тюрингии.
Забавная обложка, с текстом набранным рускими буквами:
сам текст в переводе на русский язык есть на ВостЛите здесь
ниже предлагаю часть этой диссертации:
СТЕНКО РАЗИНЪ ДОНСКИ КОЗАКЪ ИЗМЕННИКЪ,
т.е. STEPHANUS RAZIN DONICUS COSACUS PERDUELLIS.
Представлено на публичное рассмотрение под председательством Конрада Самузля Шурцфлейша, выступил Иоганн Юстус Марций из Мюльгаузена в Тюрингии 29 июля 1674 г.
. Прежде чем обращусь к моему рассказу, кратко изложу, каков был исстари характер Московии, ее облик, как называли ее, а также какими путями она возросла, какие области приобрела, как освободилась от татар и как в такой необъятности границ сохранилась эта держава, которая при других обстоятельствах легко бы рухнула от собственной своей громадности.
3. Сначала вся эта земля называлась Скифией; затем распространилось и долгое время было весьма употребительно имя Роксоланы. Затем, наконец, племена эти стали называться русскими и московитами. Сломив силы татар, они заняли обширнейшие области Европы и Азии.
a). Из «Географии» Страбона (ср. кн. 7 и кн. 2) можно понять, что они были частью скифского племени и жили по ту сторону Борисфена. Плиний в «Естественной истории» (кн. 4, гл. 12) помещает их поблизости от аланов (они же литовцы) и называет их роксаланы - несколько иначе, чем Страбон, который называет их .......[2]. Здесь же следует заметить, что Иордан, в своем сочинении «De rebus Geticis» уделивший Скифии так много внимания, Борисфеном называет Днестр[3] (р. 84). Можно не сомневаться, что их название «мосхи» чрезвычайно древнее, хоть Страбон (кн. 11) и обозначает им некоторые народы Азии, относя к области мосхов частью колхов, частью иберов (не тех, что живут по реке Эбро, а причерноморских), частью же армян; вслед за ним и Помпоний Мела (De situ orbis, lib.3, cap.5) сообщает, что они живут на берегу Гирканского моря[4] и, таким образом, вне Европы. Филипп Клюверий (Germania antiqua, lib.1, cap.4; Chronicon Cario-Peucerianum, lib.1, p.23), Г. Горн (Historia imperiorum, р. 123[5]) производят этих мосхов от Месеха или Мосоха. Таким образом, необходимо помнить, что когда-то как скифы, так и мосхи разделялись на европейских и азиатских.
Переходя к средневековым писателям, обнаруживаем, что область европейских мосхов, которая вообще именуется Россией, неизвестно почему называется также и Грецией (см.: Адам Бременский. Historia ecclesiastica, lib.2, сар.12 и De situ Daniae, р.139). Может быть, это оттого, что они придерживаются греческого обряда и вели друг с другом оживленную торговлю (Генрих Бангерт, прим. к Гельмольду, lib.1, р. 3[6]). Однако многие различают русских и греков, например Лиутпранд (lib. 5, сар. 6[7]), Сигеберт[8], под 936 годом. Первый прямо называет их северянами (aquilonares) и относит к общей категории норманнов (ср.: Лиутпранд, lib.1, сар.3; Кристоф Безольд. Historia imperii orientalis, р.101; Рейнекций. Примечания к анонимному поэту, lib.2, р.21[9]). Не вполне ясно, по какой причине их стали называть русскими. Сочинительством занимаются те, кто производит это слово от имени некоего далматинского князя Русса (среди многих других Г. Горн: Orbis politicus, рагt.I, сар.З)[10]. Барон Сигизмунд фон Герберштейн возводит это название к старинному городу Руссе (Russia)[11], но я не стану безоговорочно одобрять это, поскольку очевидно, что русские хроники не дают определенности на этот счет и что россами их называли еще до того, как они пришли в Европу (см.: Самюэль Бошар. Phaleg, lib.3, сар.13); Гельмольд (Chronicon Slavorum) называет их «рузами» (Ruzi), а греческий писатель Иоанн Цеца[12] дает им название «рос» (Rhos), а по их первичной азиатской родине зовет таврами. Впрочем, я не собираюсь охватить все это в целом, потому что свое старание и усилия я должен сосредоточить на истории Разина. Разве что слегка коснусь здесь писателей, использование которых, хотя бы и частичное, может пойти на пользу и украшение моего труда. Поскольку их много, здесь стоит упомянуть прежде всего следующих писателей[13]: Герберштейн (Commentarii rerum Moscovicarum), Матвей из Мехова (De Sarmatia Europaea), Павел Одерборн (Historia Johannis Basilidis), Иоахим Вадиан (Descriptio Sarmatiae), Якоб Шпигель (прим. к Энею Сильвию, р. 256[14]), Стефан Какаш (Iter Persicum, р. 38 sqq.), Иоганнес Майр[15], под 1503г., Павел Иовий (De Moscovitarum legatione), Лаврентий Сурии (Commentarii rerum, p. 31 sqq., кельнское издание), также писатели и по истории Польши: Александр Гваньини (Descriptio Moscoviae) и Рейнгольд Гейденштейн (De bello Moscovitico), Антоний Поссевин (кельнское издание[16]), «Epitome genealogiae Ducis Moscoviae», Павел Пясецкий[17], епископ в Перемышле, и особенно Адам Олеарий, прошед ший через Московию и татарские земли в Персию и своими глазами видевший эти места, обычаи и нравы; Герман Фаброний Моземан (cap.13, Historia Moscoviae[18] (Винцент Плакций, Syntagma pseudo-nymorum, p. 205, знает о его имени и произведениях как раз столько, сколько положено знать самым несведущим людям; стараясь вытащить из неизвестности на свет имена стольких авторов, он не имеет и отдаленного понятия о том, что это за человек и какие сочинения им написаны, в частности о его «Monarchia саеsarea» и «Descriptio imperiorum»). О религии у русских и также о других установлениях, кроме упомянутых уже писателей — Герберштейна, Поссевина, Иовия, Гваньини, - пишут Иоганн Фабр (Liber de religione Moscovitarum[19]), Мартин Крузиус (Theologia Moscovitica), Давид Хитрей (De statu ecclesiarum Graeciae etc.), Адриан Регенвольский (Syntagma Ecclesiarum Slavonicarum), Обер Мирей (De statu religionis Ghristianae), Эдуард Брирвуд (Scrutinium religionum). Я сейчас не в состоянии сказать положительно, можно ли справляться и судить о русском церковном каноне по Митрофану Критопулу[20]. Во всяком случае, кроме «Исповедания» Митрофана, сюда относятся Послание к епископу римскому Иоанна, митрополита русского[21], а также Послание Иеремии, патриарха константинопольского (последнее было в 1576 г. послано виртембергским теологам[22]). Не стану здесь задерживаться на опрометчивости Алляция[23], которая, как мне известно, давно уже осуждена, хотя это весьма ученый человек и менее всего новичок в древностях. Что же касается права и законов Московии, то я до сих пор не встречал там людей, которые хоть что-нибудь написали об этом. Надежду на осуществление такого труда дал мне, а вместе и потомству Иоганн Гравинкель, человек живого ума, который - только бы замыслу этому суждено было свершиться - имеет намерение издать как московскую хронику, так и свод законов царской державы, называемый Уложением (Uloschenie). Он собирается рассказать, как удалось заложить там некоторые основы свободы для нашей веры, а также о всех действиях графа Вальдемара в этом направлении[24]. Остается еще прибавить, что Россия имеет названия: Черная, или Малая, а также Червоная - это области, подвластные Польше, - и так называемая Белая, иначе Великая, о которой говорят как о принадлежащей массагетам, роксоланам или мосхам, что отмечает и Иоганн Авентин (Аnnales Boiorum, lib. 4, р. 360; ср.: Лука де Линда. Descriptio geographica Poloniae et Moscoviae[25]). И об этих русских повествовали греческие писатели Кедрин, Зонара, а, следуя им, также Туан[26] под 1558 г., кроме того, брат Иероним Роман[27] (Republicas del mundo, 3 part., cap. 11—16, изд. в Саламанке); Гаспар Энс (Thesaurus politicus, apotelesma 72[28], где, однако, автор примешивает кое-что ложное, и, наконец, эльзевировское описание Московии[29].
4. Итак, народ это древний и писать об этом пространнее незачем. Единственно ради ясности дальнейшего решаюсь я, при этом удобном случае, кратко рассказать еще и о том, как московиты боролись за отечество и свободу, как они сбросили с себя татар, под игом которых находились около 300 лет[30], и как объединились в государство, ни в чем не подвластное скифам.
5. И зачинателем, и свершителем этого был Иоанн III. Он не только подчинил единой власти Россию, прежде разделённую между многими князьями, но и восторжествовал над татарами, которые завладели было этими землями, и так преобразил облик государства, что от татарского владычества не осталось и следа. За это, как говорят, получил он прозвание Великого, сыну же своему, Василию, дал пример для подражания и указал ему тот славный путь, на который он сам так счастливо ступил. Василий действительно проявил силу и бодрость духа; он очень скоро распространил свою власть на Смоленское княжество, а подчинив Псковию, мог еще более укрепить границы своего царства. Столь же великим и достопамятным было и другое его предприятие, когда он чуть не захватил Казанское царство. Некоторые говорят, что ему первому был дан титул царя, который сохраняется и поныне, но украшен еще более пышно после присоединения сыном его Иоанном царств Казанского и Астраханского. Я решительно утверждаю - и я должен сказать об этом, так как это заслуживает упоминания, - Василий этих царств не захватил и в свой титул их не ввел.
Павел Иовий (De Moscovitarum legatione) приводит титул, принятый в канцелярии Василия в такой форме: великий государь Василий, божией милостью властитель и повелитель всея Руси, великий князь владимирский, московский, новгородский, псковский, смоленский, тверский[31], югорский, пермский, вятский, болгарский и иных, повелитель и великий князь новгородский низовской земли, черниговский, рязанский, волошский, ржевский, бельский, ростовский, ярославский, белозерский, удорский, обдорский, кондинский и иных.
Tfferia (встречаются также написания Tweria, Zweria, Tiverra) вместо Ifferia, как пишет Марций вслед за Иовием. Это написание можно было бы понять иначе, если бы Iveria, или Iverlandia, не появилась в титуле русских царей позже («иверский»), притом она помещалась на другом месте, в конце титула.....
......................
Последний раз редактировалось: Север (Пн Янв 24, 2005 4:00 pm), всего редактировалось 3 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Реклама
|
|
|
Хроноп
цитировать
Зарегистрирован: 15.07.2004 Сообщения: 343 Откуда: Симбирск
|
Знатно | Добавлено: Пн Янв 17, 2005 8:03 pm |
|
|
скорее кладите. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
| Добавлено: Чт Янв 20, 2005 1:10 pm |
|
|
не найду куда засунул все это хозяйство.
Сайт, где оно было раньше не открывается, а оригинал возможно был уничтожен по ошибке...
прийдется сканировать заново |
|
Вернуться к началу |
|
|
I,M,
цитировать
Зарегистрирован: 13.10.2004 Сообщения: 402 Откуда: Москва
|
| Добавлено: Чт Янв 20, 2005 1:22 pm |
|
|
ИОГАНН ЮСТУС МАРЦИЙ
ДИССЕРТАЦИЯ О ВОССТАНИИ С. РАЗИНА
СТЕНКО РАЗИН ДОНСКИ КОЗАК ИЗМЕННИК, Т. Е. СТЕПАН РАЗИН, ДОНСКОЙ КАЗАК ИЗМЕННИК. ПРЕДСТАВЛЕНО НА ПУБЛИЧНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ КОНРАДА САМУЭЛЯ ШУРЦФЛЕЙША, ВЫСТУПИЛ ИОГАНН ЮСТУС МАРЦИЙ ИЗ МЮЛЬГАУЗЕНА В ТЮРИНГИИ 29 ИЮЛЯ 1674 г.
СТЕНКО РАЗИН ДОНСКИ КОЗАК ИЗМЕННИК. ID EST STEPHANUS RAZIN DONICUS COSACUS PERDUELLIS. PUBLICAE DISQUISITIONI EXHIBITUS PRAESIDE CONRADO SAMUELE SCHURTZFLEISCH, RESPONDENTE JOHANNE JUSTO MARTIO, MULHUSA-THURINGO, D. XXIX QUINTIL. ANNO MDCLXXIV
ЗДЕСЬ |
|
Вернуться к началу |
|
|
Гость
цитировать
|
Алена - монахиня, атаманша Степана Разина | Добавлено: Чт Янв 20, 2005 1:57 pm |
|
|
Все мы знаем известную песню о Степане Разине и прекрасной персидской княжне, которую тот бросает "в набежавшую волну". Но имя Степана Разина в жизни и истории связано с другим женским именем - его сподвижницей Аленой. Среди разинских атаманов особую известность получила Алена. Ее называют Темниковской или Арзамасской. Фамилия ее нам неведома. Имя этой героини почти совсем неизвестно широкому кругу любителей истории, хотя осталось в преданиях и народных сказаниях. Осталось оно и в донесениях царских воевод
Первое сообщение об Алене получил царский воевода Юрий Долгоруков (не путать с Юрием Долгоруким - основателем Москвы, жившим за пятьсот лет до этого Долгорукова!), присланный царем Алексеем Михайловичем в заокские леса мордовских земель для усмирения разинского бунта. После кровопролитного сражения был захвачен в плен предводитель одного из отрядов восставших крестьян Андрей Осипов. На допросе (а допросные листы сохранились до наших дней) он рассказал, что в Шацком уезде ходит по селам "баба ведунья, вдова, крестьянка Темниковского уезда" и "собралось-де с нею воровских людей (так называли восставших в царских грамотах. - С.К.) 600 человек". Сказано было и о том, что она хотела идти в Касимов - городок на Оке. На этом допросном листе стоит дата - 10 октября 1670 года. На этом же допросе другой повстанец также рассказывал о грозной силе отряда старицы (старицами называли в народе монашек, причем это совсем не означало, что старица - монашка пожилого возраста). Старица Алена была молодой женщиной. Стало известно, что Алена была монахиней в Арзамасе, но когда началась крестьянская война Разина, покинула монастырь и собрала свой отряд восставших. Хотела пробираться к Оке, но там стояли уже царские отряды, и она повернула к городишку Темникову. Темников расположен на притоке Оки - Мокше и окружен дремучими, густыми лесами.
ПОЛНОСТЬЮ- ЗДЕСЬ |
|
Вернуться к началу |
|
|
Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
| Добавлено: Чт Янв 20, 2005 2:38 pm |
|
|
I,M, писал(а): | СТЕНКО РАЗИН ДОНСКИ КОЗАК ИЗМЕННИК. ID EST STEPHANUS RAZIN DONICUS COSACUS PERDUELLIS. PUBLICAE DISQUISITIONI EXHIBITUS PRAESIDE CONRADO SAMUELE SCHURTZFLEISCH, RESPONDENTE JOHANNE JUSTO MARTIO, MULHUSA-THURINGO, D. XXIX QUINTIL. ANNO MDCLXXIV
ЗДЕСЬ |
вот это меня радует!
читают люди Консилиум, читают...
и воруют сканы без зазрения не забывая плеваться в адрес новохренологов... |
|
Вернуться к началу |
|
|
I,M,
цитировать
Зарегистрирован: 13.10.2004 Сообщения: 402 Откуда: Москва
|
| Добавлено: Чт Янв 20, 2005 2:59 pm |
|
|
Север писал(а): | I,M, писал(а): | СТЕНКО РАЗИН ...
ЗДЕСЬ |
вот это меня радует!
читают люди Консилиум, читают...
и воруют сканы без зазрения не забывая плеваться в адрес новохренологов... |
и ЗДЕСЬ |
|
Вернуться к началу |
|
|
Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
| Добавлено: Чт Янв 20, 2005 3:04 pm |
|
|
картинку никто не своровал, что бы не сканировать второй раз? |
|
Вернуться к началу |
|
|
I,M,
цитировать
Зарегистрирован: 13.10.2004 Сообщения: 402 Откуда: Москва
|
| Добавлено: Чт Янв 20, 2005 3:25 pm |
|
|
Север писал(а): | картинку никто не своровал, что бы не сканировать второй раз? |
Картинки и на Консилиуме тоже нету. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
| Добавлено: Чт Янв 20, 2005 3:27 pm |
|
|
I,M, писал(а): | Север писал(а): | картинку никто не своровал, что бы не сканировать второй раз? |
Картинки и на Консилиуме тоже нету. |
да, тот сайт гикнулся, потому я и решил обновить тему.... |
|
Вернуться к началу |
|
|
jey
цитировать
Зарегистрирован: 08.10.2004 Сообщения: 744 Откуда: Latvia
|
| Добавлено: Чт Янв 20, 2005 3:30 pm |
|
|
Север писал(а): | картинку никто не своровал, что бы не сканировать второй раз? |
Это где в чалме и с трубкой или другая? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
| Добавлено: Чт Янв 20, 2005 3:34 pm |
|
|
jey писал(а): | Север писал(а): | картинку никто не своровал, что бы не сканировать второй раз? |
Это где в чалме и с трубкой или другая? |
нет, титульный лист диссертации |
|
Вернуться к началу |
|
|
Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
| Добавлено: Пт Янв 21, 2005 11:42 am |
|
|
картинку нашел,
положил,
поскольку текст на Востлите как две капли воды похож на мой собственный скан 2003 года , с собственноручно мной перенесеными в текст и выделеными красным цветом подстрочными примечаниями, то второй раз сканировать не стал... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Thietmar Гость цитировать
|
| Добавлено: Вс Янв 23, 2005 11:12 pm |
|
|
Он не похож как две капли воды. Внимательно поискав, можно найти массу расхождений, как и должо быть когда один и тот же текст распознают два разных человека. Типичный пример: рагt.I, сар.З в вашем тексте. В тексте_ распознанном для нашего сайта тоже встречаются некоторые огрехи, но они совершенно другие.
С уважением
Владимир
www.vostlit.narod.ru |
|
Вернуться к началу |
|
|
Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
| Добавлено: Вс Янв 23, 2005 11:40 pm |
|
|
Thietmar писал(а): | Он не похож как две капли воды. Внимательно поискав, можно найти массу расхождений, как и должо быть когда один и тот же текст распознают два разных человека. Типичный пример: рагt.I, сар.З в вашем тексте. В тексте_ распознанном для нашего сайта тоже встречаются некоторые огрехи, но они совершенно другие.
С уважением
Владимир
www.vostlit.narod.ru |
конечно,
я ж не спорю и не выступаю...
кстати, в каком моём тексте? Мой текст с rbcmail накрылся, а на mail333 это текст с вашего сайта |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Реклама: -
|
|