Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
М.Ваг.
цитировать
Зарегистрирован: 09.01.2005 Сообщения: 3
|
Парсуны и личность кн. Скопина-Шуйского | Добавлено: Ср Янв 12, 2005 8:39 pm |
|
|
Симон Ушаков подготовил русскую живопись к переходу на рельсы реализма. Он написал парсуну на иконной доске с портретом кн. Скопина-Шуйского |
|
Вернуться к началу |
|
|
Реклама
|
|
|
I,M,
цитировать
Зарегистрирован: 13.10.2004 Сообщения: 402 Откуда: Москва
|
| Добавлено: Ср Янв 12, 2005 9:15 pm |
|
|
Семнадцатое столетие для русской иконописи оказалось чрезвычайно насыщенной и плодотворной эпохой: завершались многовековые традиции древнерусской культуры и начинает постепенно формироваться искусство Нового времени. В недрах иконописи появились прообразы произведений светского характера, в частности портрета. Самые первые произведения такого рода получили название "парсуна", от латинского "персона" - "личность". Одной из наиболее ранних парсун является изображение князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского (ок. 1630), написанное, вероятно, как его надгробный портрет для Архангельского собора Московского Кремля. В парсуне Скопина-Шуйского конкретные индивидуальные черты его внешности сочетаются с условной иконописной трактовкой.
Парсуна князя М.В.Скопина-Шуйского.
Москва. Ок. 1630
Дерево, темпера. 41х33
ссылка |
|
Вернуться к началу |
|
|
Martellus [Почетный Тиран] цитировать
Зарегистрирован: 08.07.2004 Сообщения: 1906
|
| Добавлено: Ср Янв 12, 2005 10:14 pm |
|
|
|
|
Вернуться к началу |
|
|
I,M,
цитировать
Зарегистрирован: 13.10.2004 Сообщения: 402 Откуда: Москва
|
| Добавлено: Ср Янв 12, 2005 10:27 pm |
|
|
Скопин-Шуйский Михаил Васильевич (1586 - 1610, Москва) - государственный и военный деятель. Сын боярина, князя, четвероюродный племянник царя Василия Ивановича Шуйского. Получил домашнее образование и стал придворным. В 1604 был пожалован чином стольника. В 1605 возвышен Лжедмитрием I в "великие мечники".
После восшествия на престол Василия Шуйского был назначен воеводой. Велика заслуга воеводы князя Скопина-Шуйского в "Смутное время". Несмотря на свою молодость, обладал "многолетним разумом' и душевным благородством. Он не был заносчив перед низшими, отличался скромностью и не запятнал себя с целью выдвижения ни единым доносом.
2 декабря 1606 г. 20-летний князь разбил войско мятежника Болотникова, а затем показал себя выдающимся военачальником при освобождении русской земли от иноземцев и помогавших им бунтовщиков. В 1608 был отправлен к шведскому королю Карлу IX для заключения союза против поляков. В 1609, проявив незаурядные административные и полководческие качества, Скопин-Шуйский, собрав русских ратников и воспользовавшись помощью шведского войска, разгромил войска Лжедмитрия II в северных и поволжских городах. В январе 1610 снял осаду Троице-Сергиевой лавры, разбив польские отряды, и в марте вошел в освобожденную им Москву. Царь Василий Шуйский и вся столица с величайшим торжеством встречали 12 марта 1610 г. своего молодого освободителя; "народ падал перед ним ниц и называл его отцом Отечества", - пишет историк. Имя князя Скопина было у всех на устах; он был тем героем, которому предстояло окончательно очистить Московское государство от поляков и воров. П.П. Ляпунов от лица дворян призвал Скопин-Шуйского на царство, но "великий ратоборец" отказался.
При нелюбви населения к Василию Шуйскому Скопин-Шуйский вызывал опасения окружения царя как возможный претендент на престол. Через месяц после победы неожиданная смерть Скопина-Шуйского от болезни, начавшейся во время пира, породила слухи о том, что полководец был отравлен вином, поднесенным женой брата царя, дочерью М. Скуратова-Бельского. Похоронен князь с большими почестями - в Архангельском соборе Кремля.
А кровопролитная смута продолжалась еще два с половиной года, принеся стране новые страдания, потери и разорения.
ссылка |
|
Вернуться к началу |
|
|
jey
цитировать
Зарегистрирован: 08.10.2004 Сообщения: 744 Откуда: Latvia
|
| Добавлено: Ср Янв 12, 2005 11:27 pm |
|
|
Интересно. А еще примеры есть, кроме Скопина-Шуйского и Симона Ушакова? |
|
Вернуться к началу |
|
|
I,M,
цитировать
Зарегистрирован: 13.10.2004 Сообщения: 402 Откуда: Москва
|
| Добавлено: Чт Янв 13, 2005 12:49 am |
|
|
jey писал(а): | Интересно. А еще примеры есть, кроме Скопина-Шуйского и Симона Ушакова? |
Неизвестный художник.
Парсуна царя Ивана IV Грозного.
Конец XVII - начало XVIII в. Холст, масло
ссылка |
|
Вернуться к началу |
|
|
jey
цитировать
Зарегистрирован: 08.10.2004 Сообщения: 744 Откуда: Latvia
|
| Добавлено: Чт Янв 13, 2005 1:24 am |
|
|
Эта загадочная парсуна
"..............
Именно в иконописной среде, у мастеров Оружейной палаты родилось новое понимание человека. У знаменитых московских мастеров Симона Ушакова и Иосифа Владимирова художественные требования к иконе и к портрету царя или воеводы уравновешиваются. Ушакову удалось передать материальность, ощущение телесности, земного в образах святых: он соединил иконные традиции с реалистической манерой, использовав новые средства. Его образ Спаса Нерукотворного, чей лик написан с помощью светотеневой лепки – одновременно икона и портрет с определенным человеческим обликом. Так происходило нисхождение божественного до человеческого. Царские иконописцы являлись портретистами царского двора, создававшими иконы и портреты. И необычный способ экспонирования еще более усиливает странную притягательность парсун. Свисающие с потолка портреты представлены на прозрачных стеклянных фонах, сквозь которые виднеется кирпичная кладка. А на обтянутых красной материей пилонах цари, патриархи, аристократы порой предстают на манер святых (царевна Софья в образе царя Соломона).
.........."
Коварный вопрос - не было ли случаев путания парсуны с иконой или наоборот? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Гость
цитировать
|
| Добавлено: Чт Янв 13, 2005 9:27 pm |
|
|
Ушаков Симон (Пимен) Федорович
(1626, Москва, = 25.6.1686, там же), русский живописец. В 1648=64 работал в Серебряной и Золотой палатах (рисунки для знамён, металлических и деревянных изделий). С 1664 жалованный иконописец Оружейной палаты, руководитель иконописной мастерской. Писал иконы, парсуны, миниатюры, фрески и руководил росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660), Грановитой палате (1668) в Московском Кремле, чертил географические карты и планы, создавал рисунки для гравёров и сам занимался офортом ("Семь смертных грехов", 1665). В рус. живописи 3-й четверти 17 в. У. выступил как художник-реформатор: используя традиционные иконографические схемы, он стремился к светотеневой лепке формы, мягкости переходов, объёмности изображенных ликов, добиваясь впечатления их реальности ["Троица", 1671, Рус. музей, Ленинград; "Богоматерь Владимирская" ("Древо Московского государства"), 1668, Третьяковская галерея]. В трактате "Слово к люботщательному иконного писания" (около 1666; см. "Вестник Общества древнерусского искусства при московском Публичном музее", М., 1874, выпуск 2=3) У. поставил проблему жизненного правдоподобия иконных ликов.
Лит.: Леонов А. И., Симон Ушаков, М. = Л., 1945; Овчинникова Е. С., Портрет в русском искусстве XVII века, М., 1955.
Ушаков Симон Федорович (Большая советская энциклопедия) |
|
Вернуться к началу |
|
|
М.Ваг.
цитировать
Зарегистрирован: 09.01.2005 Сообщения: 3
|
Парсуна и личность кн. Скопина-Шуйского | Добавлено: Вс Янв 23, 2005 8:34 pm |
|
|
Короче говоря, Ушаков никак не мог быть автором парсуны Скопина-Шуйского, т.к. родился в 1626г., а парсуна датирована около 1630г. В некоторых изданиях о Третьяковке Ушаков таки числится ее автором. |
|
Вернуться к началу |
|
|
jey
цитировать
Зарегистрирован: 08.10.2004 Сообщения: 744 Откуда: Latvia
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Martellus [Почетный Тиран] цитировать
Зарегистрирован: 08.07.2004 Сообщения: 1906
|
Re: Христос | Добавлено: Вт Фев 08, 2005 4:34 pm |
|
|
jey писал(а): | Христос
(Почему Emmanuel ?) |
Объяснение следующее.
От Матфея Святое Благовествование
Глава 1, 18-23
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог.
Книга пророка Исаии
Глава 7, 13-14
13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?
14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
"Библейская Энциклопедия"
Труд и издание архимандрита Никифора, М, 1891
Еммануил
Еммануил (с нами Бог) - Еврейское имя Господа Иисуса, встречаемое в первый раз в пророчестве Исаии о рождении Спасителя от Девы (7:14). Случай, по которому изречено пр. Исаиею означенное предсказание, был следующий. Против Ахаза, ц. Иудейского, соединились два царя - Сирийский Разеон или Рецин, и Израильский, Факей, с целью, покорив Иудею, свергнуть Ахаза с престола, истребив весь царский дом, или род Давидов, и возвести на престол новую династию. В сих трудных обстоятельствах Ахаз решился искать помощи у Ассириян (4 Царств, 16:7). Тогда явился к Ахазу пророк Исайя, и от лица Божия предложил ему просить от Бога какого угодно знамения в подтверждение того, что замыслы союзных царей будут безуспешны и план их разрушится. Когда же Ахаз отказался от знамения, то пророк обращаясь ко всему дому Давидову предрёк: "И так, сам Бог даст вам знамение. Вот Дева зачнёт и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил". Когда пр. Исайя предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего естественный человеческий разум и помыслить не мог, и когда через несколько сот лет после сего пророчества Господь наш Иисус Христос родился от Пресв. Девы, тогда нельзя не видеть, что пророчество было словом Бога всеведущего и что исполнение пророчества было делом Бога всемогущего. Посему и св. ев. Матфей, повествуя о рождестве Христовом, приводит означенное пророчество в следующих словах: "А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: "с нами Бог" (Исайя, 7:14)"
Некоторые верят. |
|
Вернуться к началу |
|
|
jey
цитировать
Зарегистрирован: 08.10.2004 Сообщения: 744 Откуда: Latvia
|
Re: Христос | Добавлено: Вт Фев 08, 2005 7:05 pm |
|
|
Martellus писал(а): | jey писал(а): | Христос
(Почему Emmanuel ?) |
Объяснение следующее.
"Библейская Энциклопедия"
Труд и издание архимандрита Никифора, М, 1891
Еммануил
Еммануил (с нами Бог) - Еврейское имя Господа Иисуса, встречаемое в первый раз в пророчестве Исаии о рождении Спасителя от Девы (7:14)....................Посему и св. ев. Матфей, повествуя о рождестве Христовом, приводит означенное пророчество в следующих словах: "А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: "с нами Бог" (Исайя, 7:14)"
Некоторые верят. |
Хорошо, спасибо. А Ушаков-то при чем? Почему у него Христос мало того что Еммануил , так еще эээээ......афроевроазиат? Непонятно, что его сподвигло на сие. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Реклама: -
|
|