Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Martellus [Почетный Тиран] цитировать
Зарегистрирован: 08.07.2004 Сообщения: 1906
|
'Покушение на славу Гутенберга' | Добавлено: Сб Ноя 13, 2004 2:28 pm |
|
|
Авторитет изобретателя современного книгопечатания подвергнут сомнению
(11.11.2004, "Известия науки")
Лектор Туринского политехнического института Бруно Фаббиани сделал на днях сенсационное сообщение: по его словам, пальма первенства в изобретении в середине ХV века подвижных литер, то есть современного книгопечатания, принадлежит вовсе не Гутенбергу.
До сих пор считалось, что золотых дел мастер из немецкого города Майнца Иоганн Генсфлайш, вошедший в историю мировой культуры под именем Гутенберга, и был именно тем человеком, который совершил переворот в книгоиздательском деле. Бумагу, а затем и печатание книг изобрели в древнем Китае, и в течение столетий оно производилось с печатных форм, выгравированных на деревянных досках. Это был трудоемкий процесс, занимавший много времени. Размышляя над тем, как его кардинально упростить, Гутенберг вместо деревянных дощечек впервые применил подвижные литеры - буквы, которые располагались в клетках наборной кассы. Наборщики споро вытаскивали их оттуда одну за другой, складывая в слова и предложения. Это дало мощный импульс книгопечатанию во всей Европе, а бывший ювелир из Майнца обрел славу первооткрывателя нового метода.
Теперь итальянский исследователь из Турина собирается отобрать ее у Гутенберга. Для этого в Музее книгопечатания в городе Генуя он провел три десятка экспериментов, исследуя экземпляры знаменитой Библии, отпечатанной Гутенбергом в период 1452-1454 годов.
Известно, что всего их было 180, до наших дней сохранилось 48.
По словам Фаббиани, тщательный анализ показывает, что все они были отпечатаны именно древним китайским способом. [В чём мы, китайские (катайские) националисты, ни секунду не сомневались. - Martellus] Его сообщение вызвало бурю возмущения среди библиофилов и просто почитателей Гутенберга. При этом обращает на себя внимание осторожная позиция директора Музея Гутенберга в Майнце Эвы Ханебутт-Бенц. "Действительно, - заявила она, - существует много открытых вопросов, поскольку у нас нет никаких документов, касающихся мастерской Гутенберга. Все, что мы знаем об изобретенной им технике печатания книг, - это они сами. Поэтому было бы разумно тщательно проанализировать результаты исследования, проведенного Бруно Фаббиани, но прежде времени не стоит ниспровергать всемирно известного книгопечатника с пьедестала".
http://www.inauka.ru/culture/article50829/print.html |
|
Вернуться к началу |
|
|
Реклама
|
|
|
Martellus [Почетный Тиран] цитировать
Зарегистрирован: 08.07.2004 Сообщения: 1906
|
| Добавлено: Пт Ноя 19, 2004 5:58 pm |
|
|
Наткнулся на следующий отрывок, читая "Suspiria de Profundis" Томаса Де Квинси (1845):
"Итак, палимпсест — это клочок или свиток пергамента, с которого последовательно и неоднократно счищались нанесенные на него письмена.
В чем причина того, что греки и римляне не пользовались преимуществами книгопечатания? Ответ в девяноста девяти случаях из ста будет следующим: в те времена еще не был изобретен типографский станок. Однако это не что иное, как заблуждение. Секрет книгопечатания открывался, надо думать, тысячи раз, прежде чем был и мог быть использован на практике. Творческие способности человека беспредельны, как беспредельна и его глупость: это юмористически показано Купером на примере медленного совершенствования софы усилиями сменяющихся поколений, наделенных неистребимой тупостью. Столетия миновали, пока недоумки не сообразили переоборудовать сдвоенную табуретку в стул — и уж по меньшей мере гениальное озарение, по оценке более поздних поколений, снизошло на того, кто сумел догадаться о возможности удлинить стул до размеров chaise-longue — сиречь софы. Воистину, подобные изобретения стоили мыслительной способности величайших родовых мук. И все же, что касается книгопечатания, даже воздавая должное человеческой глупости, нельзя понять, почему с таким достойным лучшего применения упорством отвергался предмет, столь настойчиво бросавшийся в глаза. Для того чтобы вскрыть самую суть книгопечатания, аналогичную множеству других процессов, направленных на удовлетворение повседневных житейских нужд, вовсе не требовалось афинской проницательности. Не говоря уж о сходных устройствах в составе различных механических приспособлений, все самое необходимое для типографского дела непременно должно было применяться любым народом, который чеканил монеты или медали. Следственно, не отсутствие печатного искусства — то есть искусства умножения оттисков, — но недостаток дешевого материала для получения таковых, вот что явилось препятствием к выпуску печатной продукции еще в эпоху Писистрата. Древние оттискивали надписи, выполненные на серебре или на золоте; мрамор и прочие еще более дешевые материалы ими для этой цели не использовались, поскольку для каждого памятника предназначалась особая, отдельная надпись. Таким образом, именно нехватка дешевого материала для размножения оттисков пресекла в самом зачатке ранние ростки книгопечатания.
Лет двадцать тому назад изложенная гипотеза была блестяще обоснована доктором Уэйтли — ему же, как я полагаю, принадлежит и заслуга ее авторства. С тех пор эта теория получила косвенное подтверждение. Итак, толчком к созданию палимпсестов была изначальная скудость любых материалов, рассчитанных на долговечность книги, и такое положение сохранялось вплоть до сравнительно недавнего времени."
И т.д. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Реклама: -
|
|