Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Gek Za Metr
цитировать
Зарегистрирован: 15.06.2005 Сообщения: 11 Откуда: Ближнее зарубежье
|
Что это за феномен - Благодатный огонь? | Добавлено: Ср Сен 07, 2005 10:13 pm |
|
|
Суббота, 10 Апреля 2004
В храме Гроба Господня в Иерусалиме, где сегодня собрались около десяти тысяч верующих, вновь совершилось чудо схождения Благодатного огня. Как передает корреспондент РИА «Новости», Благодатный огонь возгорелся в пещере храма Гроба Господня, где находится каменное ложе, на котором покоилось снятое с Креста тело Спасителя.
В момент совершения чуда в пещере находился только Патриарх Иерусалимский Ириней I (Скопелитис). Во время молитвы о даровании чудесного огня в храме Гроба Господня появлялись всполохи света. Когда Патриарх Ириней I вышел из пещеры Гроба Господня, неся лампаду со Святым огнем, у многих верующих также начали чудесным образом возгораться свечи. Присутствующие в храме постепенно стали передавать друг другу Благодатный огонь. Получили его также и члены российской делегации, находящиеся в храме Гроба Господня. Они доставят Благодатный огонь в московский храм Христа Спасителя на ночное патриаршее пасхальное богослужение.
Российскую делегацию духовно возглавляет епископ Дмитровский Александр, викарий Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В ее составе - российские политические, религиозные и общественные деятели, прибывшие в Иерусалим в составе делегации Фонда Андрея Первозванного.
Храм Гроба Господня - священный центр христианства, объединяющего сегодня около трети населения земли. Он сооружен по велению императора Константина Великого и его матери святой равноапостольной царицы Елены в IV столетии нашей эры на месте, где завершился земной путь Иисуса Христа. За свою многовековую историю храм трижды полностью разрушался и восстанавливался заново (последний раз - после пожара 1808 года).
Огромное сооружение включает в себя около 40 различных зданий. В состав комплекса входит храм на горе Голгофе, на которой был распят Спаситель (к ней ведут 18 мраморных ступеней), и часовня над Гробом Господнем (Кувуклия). Это самое священное место во всем храмовом комплексе - здесь находится каменное ложе (лавица), где покоилось тело Христа после Крестной смерти в Страстную Пятницу и до Его Воскресения. Именно на этом каменном ложе чудесным образом возгорается Благодатный огонь.
Благодатный огонь является в храме Гроба Господня уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о чуде в канун Воскресения Христова встречаются у известного отца Церкви Григория Нисского и датируются IV веком нашей эры.
Если последовательно описывать события, предшествующие иерусалимскому чуду, то они развиваются таким образом: Церковная церемония Святого огня (литания) начинается приблизительно за сутки до начала Пасхи, которую в этом году в один день празднуют восточные и западные христиане - православные, католики, протестанты, англикане.
Утром в Великую Субботу от здания Иерусалимского Патриархата начинается Крестный ход. Процессия обходит памятные места, связанные с евангельскими событиями: Священную рощу, где был предан Иисус Христос; место, где Его побивали римские легионеры; Голгофу, где Христа распяли; камень Помазания, на котором его снятое с креста тело готовили к погребению. В конце своего пути процессия подходит к часовне над пещерой Гроба Господня и трижды совершает обход вокруг нее. После этого крестный ход остановится напротив входа в Кувуклию.
В соответствии с традицией, с 10 до 11 утра в Великую Субботу подризничий вносит в «Кувуклию» большую лампаду, в которой должен затем разгореться главный огонь, и 33 свечи (по числу лет зимней жизни Спасителя). Затем Кувуклию опечатывают. Примечательно, что через полчаса в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди, сидя на плечах друг у друга и скандируя «нет веры, кроме веры православной, Христос - истинный Бог», просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что Спаситель приемлет и такое, по-детски наивное, но чистосердечное обращение.
После совершения ряда обрядов православный патриарх (сегодня, как уже говорилось, это был предстоятель Иерусалимской православной церкви Ириней) подходит к входу в часовню над Гробом Господним. Его разоблачают от риз до полотняного подрясника, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-то, способное зажечь огонь. Затем Патриарх входит внутрь, и вход запечатывают большим куском воска, налагая на дверь красную ленту.
После этого в храме выключается свет и наступает напряженная тишина. Присутствующие молятся, исповедуют свои грехи и просят Господа даровать Благодатный огонь.
Как правило, ожидание длится от нескольких минут до нескольких часов. Некоторое время спустя весь храм оказывается опоясанным молниями, которые как бы стекают по стенам и колоннам вниз. Одновременно у стоящих в храме и на площади перед храмом начинают загораться свечи. Затем начинает сиять часовня над Гробом Господнем, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света. Вслед за этим открываются двери храма и выходит Патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный огонь. По свидетельству очевидцев, Благодатный огонь обладает удивительным свойством - он совершенно не обжигает человека.
В соответствии с преданием Иерусалимской церкви, считается, что тот день, когда Благодатный огонь не сойдет, будет последним для людей, находящихся в храме, а сам храм будет разрушен.
Источник: Мир Религий
Исторические свидетельства о Благодатном Огне
http://rp.orthost.ru/history/b/1/
34 (?) г. Апостол Петр по свидетельству св. Отцов Церкви видел чувственно свет озарявший Гроб Господень" См. Святой Григорий Нисский (+394). Второе слово о Воскресении. Иоанн Дамаскин. Октоих. Первый Воскресный седален. Глас восьмой.
Святой Григорий Нисский (+394). Во втором слове о Воскресении пишет об апостоле Петре (I в.) видевшем Святой Свет. Св. Григорий Нисский. Словов второе о Воскресении. IV в.
В трудах церковного историка Евсевия (IV век) описывается, как при патриархе Наркиссе (II век) не хватало масла в лампаде на Пасху. В нее налили воды из Силоамского источника. Лампада была зажжена небесным огнем и горела все время пасхальной службы. См. Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский патриархат. М., 1982-1985. Сб. 23-25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.]. Книга 6. Глава 9. 1-3.
Феодосии Великий (+395), посетивший, по преданию, тайно Иерусалим, вошел в храм Гроба Господня, все лампады зажглись сами собой. "Это чудо удивило патриарха, но Ангел открыл ему, что богомолец был не простой человек, а святой царь Феодосии". Епископ Порфирий (Успенский). Книга бытия моего, Ч. 3. СПб., 1896,с. 299-300.
Сильвия Аквитанская, 385 г. Сочинение "Паломничество Сильвии" - открыто в библиотеке Аббатства Россано (Калабрия, Италия).
Преподобный Иоанн Дамаскин (780) в своих церковных песнопениях, нередко упоминает о свете, чудесно блиставшем на Святом Гробе. Так, например: "Скорый Петр предста ко Гробу и, свет зря во гробе, ужасашеся" См. Октоих, воскресный седален, глас 8 и др.
Араб мусульманин Аль-Джахиз (первая половина IX века) в своем труде "Книга животных" дает критическое упоминание о Благодатном Огне. Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. - Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915,с.231.
Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в своем итинерарии: "В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом." Mabilon. Acta Saneta. T. III. P. II. p. 473.
Митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа, в послании к эмиру Дамасскому (начало Х века) пишет: "Тогда внезапно является молния, и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь. "Пападопуло-Керамевс А. И. Предисловие. - Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о святом огне, писанное в 947 г. СПб., 1894, с. I. (Православный Палестинский сборник. Т. 13. Вып. 2)., с. II.
Арабский историк Масуди (ум. 957), датирует схождение Святого огня. Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. - Христианский Восток. Т.З. Вып.3. Пг., 1915. с. 223-224
Константинопольский клирик Никита, 947 г..
Мусульманский историк ал-Бируни, 1000 г.
Армянский историк Матвей Эдесский рассказывает о том, как в 1102 г. Благодатный Огонь не сходил, когда франки захватив Святые места выгнали из них христиан. Источник будет добавлен позднее
Летописец римской церкви Бароний, (XI в.) пишет: "Западные Христиане по взятии Иерусалима от Сарацин, видели чудо, когда в Великую Субботу у Гроба Господня свещи сами зажигаются." Бароний, (летописи) лист 1304 на обороте.
Папа Урбан II. Письменно засвидетельствована произнесенная им в 1095 г. речь в г. Клермоне перед собравшимися на крестовый поход: "Поистине в этом храме (Гроба Господня) опочивает Бог: в этом храме Он за нас умер и был погребен. Доселе не престает Он там являть Свои чудеса, ибо во дни Святых Страстей Своих, когда все огни погашены над гробом Его и во храме, внезапно погашенные лампады возгораются. "Baldricus, in Gesta Dei per Francos. p. 87.
Фульхерий (Фульк) Шартрский - духовник первого короля Иерусалимского Балдуина (1101 год) пишет о поверье, будто мусульмане в случае, если бы благодатный огонь не сошел, грозили истребить все христианское население Палестины. Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908, с.96.
Игумен Даниил, путешествующий по святым местам при великом князе Святополке Изяславиче, когда в Палестине царствовал король крестоносцев Балдуин I, вскоре после крестовых походов, а именно с 1093 по 1112 г.
Иеродиакон Зосима, монах Сергиевой Лавры, путешествовавший в Иерусалим в 1420 г.
Трифон Корабейников, московский купец с товарищами, путешествовавший по особому указу государя царя и Великого князя Иоанна Васильевича в 1583 г. См. Хождение Трифона Коробейникова (1593-1594 гг.). - Православный Палестинский сборник, вып. 27, СПб., 1888.
Василий Яковлевич Гагара. См. Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637 гг.). - Православный Палестинский сборник, вып. 33. СПб., 1891.
Патриарх Нектарий Подтверждает, что в его бытность в Иерусалиме, святой Огонь был изнесен из св. Гроба патриархом Паисием. Арсения Суханова. Просклинитарий (17-я тетрадь)
Иеромонах Ипполит Вишенский. См. Путешествие иеромонаха Ипполита Вишенского в Иерусалим, на Синай и Афон (1707-1709 гг.). - Православный Палестинский сборник, вып. 61. СПб., 1914.
Лукьянов Иоанн, московский священник, путешествовавший в царствие Петра I с 1710 по 1711 г. Авдуловский Ф.М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме. М., 1887 г. С. 37-41.
Барский В. Г. (Плаки-Альбов), антиохийский монах, был пешим паломником с 1724 по 1727 г. Авдуловский Ф.М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме. М., 1887 г. С. 35-37.
Иеромонах Мелетий, монах Саровской пустыни, путешествовавший с 1793 по 1794 г.
Митрополит Дионисий рассказывает об необычном явлении Благодатного света в 1799 г.
(http://www.holyfire.nm.ru/history.htm)
http://www.geocities.com/TheTropics/Cabana/1017/archiv/berg2.htm/ http://www.il4u.org.il/jerusalem/8-5.htm http://www.geocities.com/TheTropics/Cabana/1017/archiv/daniil.htm) http://www.geocities.com/TheTropics/Cabana/1017/novye.htm/.
http://users.otenet.gr/~styliant/orthodoxia/Jerusalem1517_Eng.htm |
|
Вернуться к началу |
|
|
Реклама
|
|
|
elcano
цитировать
Зарегистрирован: 13.02.2005 Сообщения: 112
|
| Добавлено: Ср Сен 07, 2005 10:44 pm |
|
|
--------------------------------------------------------------------------------
Автор сообщения: (c) Крот. Дата и время сообщения: 16 July 2005 at 20:36:46:
В ответ на сообщение: Re: Внятно о "благодатном огне"
Благодатный огонь.
Ведущий востоковед начала 20 - века, академик Игнатий Юлианович Крачковский, подводя итог общему мнению его коллег в отношение Благодатного огня, в 1915 году писал:
'У лучших представителей богословской мысли и на востоке заметно то толкование чуда, которое позволяет профессорам Олесницкому и Дмитриевскому говорить о "торжестве освящения огня при Гробе Господне" [К].
А в 1949 году, известный профессор ленинградской духовной академии Успенский Н. Д прочитал доклад описывающий историю происхождения верований в чудесное появление огня /УНД/. Этот доклад вызывал большой резонанс " ..и в итоге всего этого дела ныне покойный митрополит Ленинградский Григорий, собрал ряд богословов Ленинграда и сказал им : Я тоже знаю, что это только легенда! Что (Успенский - прим. Крот) абсолютно прав! Но не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!" [ОС].
Мнения о освящение огня придерживается и наш современник, Александр Мусин, доктор исторических наук, кандидат богословия. Своё мнение он выразил в статье, опубликованной в газете "Известия" - БОЖЕСТВЕННАЯ ПИРОТЕХНИКА ОТ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ
Основатель русской духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) в своём дневнике передаёт нам слова митрополита о том, что в момент совещания в тесном церковном кругу, наместник Мисаил признался: ' .. он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня' [П].
Есть и другие свидетельства [К, И] о тайно лампаде, от которой патриарх зажигает огонь и люди не стесняются говорить об этом и в открытой печати, но до сих пор находится немало сторонников веры в чудесный огонь, который появляется в Иерусалиме.
Казалось бы, уже третий год в России мы можем видеть трансляции с церемонии освящения огня, видеть, что чудесные всполохи, как две капли воды похожи на фотовспышке, создаваемые фотоаппаратами армии фотографов присутствующих на церемонии, что умывание огнём паломниками вполне легко повторить факелом обычного огня, но люди продолжают верить в чудесные всполохи , и тёплый огонь.
Мне возразят, что огонь же не обжигает? Но если я могу умываться обычным огнём также, как и паломники в храме Благодатным огнём, то в чём же необжигающие свойства Благодатного огня?
Для наглядности можно сравнить, как я умываюсь огнём, http://krtdiv.narod.ru/ob/10.6.01.htm
и как это делают паломники - http://www.holyfire.org/video.htm
К.- Крачковский И. Ю. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3.Пг., 1915.
"Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей X- XIII вв. http://www.holyfire.org/doc_ChristVostok1915.htm
П. - 8 томов "Книги моего бытия" епископа Порфирия (Успенского) являются не воспоминаниями, а дневником, куда он заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлеченные темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были Императорской Академией Наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П.А.Сырку после смерти владыки. Третий том вышел в свет в 1896 году. Вот буквальная цитата:
"В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь неблагодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемыхпоклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский еппископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн.
Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня.
Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба.
Мы,- продолжал он, уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своем послании к нем написали вместо "святый свет",- "освященный огонь", Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: "почему вы иначе стали называть святый огонь?". Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного".
стр.299-301 тома 3-го
КИ. - Ибн-ал-Джаузи (ум. 1256) "Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, Открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад [67] и восклицает: "Сошел свет и смилостивился Христос" /Крачковский, 1915/
"Local Christians - a tiny minority in a Holy Land racked by violence - certainly need something to cheer them up. But one Armenian torch-bearer, Soukias Tchilingirian, felt the truth had to be told. He said: "It's not a miracle. The Greek priests bring in a lamp - one that has been kept burning for 1,500 years - to produce the Holy Fire. For pilgrims full of faith who come from abroad, it is a fire from Heaven, a true miracle. But not for us. Of course the source of the fire is ancient and symbolic. I heard this from my father and I think he knew the truth." /http://www.holyfire.org/eng/doc_Guardian2001.htm/
УНД - Проф. Успенский Н. Д. К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме. Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949 г., http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm
ОС- Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Размышления бывшего богослова. Л., 1983, с. 114-115
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/wwwboard/messages104/45447.html обсуждение здесь |
|
Вернуться к началу |
|
|
Gek Za Metr
цитировать
Зарегистрирован: 15.06.2005 Сообщения: 11 Откуда: Ближнее зарубежье
|
Утраченные иллюзии, или | Добавлено: Пн Сен 12, 2005 12:25 am |
|
|
Ларчик просто открывается: движущаяся мраморная икона - это сильно. Сильнее умывания огнём.
Чем-то этот феномен напоминает известные круги на полях. Чернобров сегодня на Непланете очень авторитетно рассказывал о новых и старых кругах.
Коспопоиск! Не абы как. |
|
Вернуться к началу |
|
|
sertunic
цитировать
Зарегистрирован: 11.05.2011 Сообщения: 1
|
| Добавлено: Ср Май 11, 2011 2:15 am |
|
|
Мне кажется Церковная история Памфила - http://www.rekomenda.ru/shop/all/pamfil_cerkovnaya_istoriya/ (отзывы, более подробно об авторе и книге) заслуживает первоочередного внимания (конечно для интересующихся). Но, конечно же, все написанное нужно поддавать здравой критике, чтобы не порождать пустые байки. В любом случае очень много из написанного я считаю достоверным, а труды Памфила обязательными к прочтению. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Реклама: -
|
|