Форумы у Лирика

Список форумов Форумы у Лирика
 АльбомАльбом   FAQFAQ   ПоискПоиск   Правила форумаПравила   Для тех, кто в БАНеСейчас в БАНе 
 РегистрацияРегистрация   ВходВход 
Липовяне

Эту тему просматривают:зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 0
Зарегистрированные пользователи: Нет
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Форумы у Лирика -> Империя
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Север

цитировать



Зарегистрирован: 19.10.2004
Сообщения: 3653

Сообщение Липовяне  |    Добавлено: Чт Апр 28, 2005 11:52 am Ответить с цитатой

как известно, в Румынии существует коренное русское население, именуемое липовяне, русские староверы, проживающие достаточно компактно...

их наличие связывается с гонениями на староверов в России в 17 веке.
сейчас у них появился собственный сайт
http://www.lipoveni.ro

предлагаю статью с него

ГРИГОРЕ АНФИМОВ

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВОЗНИКНУТЫЕ В СВЯЗИ С ИСЛЕДОВАНИЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО И ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА РУССКИХ-ЛИПОВАН В БУКОВИНЕ

...
Гонения начались сразу, после того как патриарх Никон издал '' Память'' о троеперстии и поклонах. Протест протопопов Аввакума,Иоанна Неронова, Даниила, священника Лазаря,епископа Павла Коломеннского, закончился в том же году их заточением и ссылками. Церковные соборы 1654-1656 гг. созванные для утверждения троеперстия и по исправлению богослужебных книг и обрядов, предали прoклятию, анафеме и отлучению от церкви всех тех кто знаменуется двуперстным сложением, почитает старые книги и обряды. Собор 1666 г. продолжавшийся и в 1667 г., который завершил торжество никониан, подтвердил все никоновские изменения и произнес ужаснейщие клятвы на '' вечныя времена '' против тех кто не принял все нововведения;
на восьмиконечный крест,
сугубую аллилуйя,
на имя Исус,
за содержание древних церковных обрядов.
‘’Если кто не послушает нас, или кто начнет прекословить нам,- гласило постановление, то мы такового противника, если он духовное лицо, извергаем и лишаем духовного сана и благодати и предаем проклятию; если же это будет мирянин, то такового отлучаем от св. Троицы и предаем проклятию и анафеме ''. В своем ''Житии'' Пустозерский узник писал; ''Чюдо,как в познание не хотят прейти. Огнем да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить'' [ 1 ] .

В 1682 г. были сожжены на костре в Пустозерске протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор- первые руководители старообрядческого движения. Издан указ разыскивать ''раскольников'', как официально стали называть сторонников старой веры, по всем городам и весям и сжигать их в срубе, пристанища их разорять, имущество их продавать, а деньги присыылать в Москву. По настоянию патриарха Иоакима, одного из самых зловещих гонителей, царевна София издает в 1685 г. знаменитые статьи; [ 2]

- если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдаленные места

- бить кнутом и батогами даже и тех, кто окажет хотя какую-нибудь милость старообрядцам, дадут им или поесть или испить воды

- ссылать и бить кнутом и таких людей у которых старообрядцы только приютились

- казнить смертью даже и тех, кои Церкви Божией покоренья приносят и отца духовного и св. Таинств причаститься желают истинно.

Упорные в защите старой веры, старообрядцы спасаясь от жестоких своих преследований, скрывались в непроходимых лесах и болотах, уходили на север к ледовитому морю и селились одиночками или общинами там где не ступала нога человека, строили моленные и скиты, где проводили время в молитвах и посту, живыми ложились в гробы в ожидании арханьгельской трубы извещавщей о кончине мира и нередко заканчивали жизнь на кострах в срубе. Самосожжения сотнями, тысячами, считались актом очищения от никонианской мерзости, как возможность принять мученический венец и войти в царствие небесное. '' Вы же, братия, стойте крепко, за святую церковь и отеческое предание умирайте.'' призывал своих единоверцев протопоп Аввакум. Социальные движения второй половины семнадцатого века- Медный бунт в Москве в 1662 г., крестьянская война под предводительством Степана Разина –1670-1671 г., восстание стрельцов-1682 г., шли не только под политическими лозунгами, среди участников было не мало которые призывали '' постоять за старую веру''. [ 2 ]



... И тогда, в петровские времена, прозвучал по России клич; ''За рубеж'' И тысячи людей,толпами и в одиночку, целыми селами, убегали за тогдашние рубежи России- в Польшу, в Балтийские страны, в Прусию, Швецию, в тот самый Запад который они так ненавидели, на Кавказ, в Турцию, в Дунайские Княжества, в Австрийские владения и дальше- Манжурия, Япония , Америка. Начался процесс рассеивания русского народа, который вынужден был покинуть родину и бродить в течении трех столетий вокруг да около своего отечества. И по ныне староверы не нашли обетованной земли.
....

В Польше, на землях пана Халецкого, на реке Сожа, в конце семнадцатого столетия беглые старообрядцы основали несколько слобод, монастырей и скитов, известных под общим названием-Ветка,
(ныне местность Ветка находится в составе государства Беларусь, Могилевская область )
...
Большое влияние на процесс миграции в эти страны имели русско-турецкие войны,особенно во времена правления Е катерины Второй, когда границы России вплотную приблизились к Дунайским государствам, а русские войска часто стояли на йх территории.
...
В одном из консульских доложений упоминается о дунайских казаках; '' грабители казаки, получа наказание, и отдалены когда они будут от моря и Дуная, я опасаюсь, что станут прибегать ко мне для отправления в Россию, ибо их немалое число у меня являются, и насытятся, убегают опять на разбой...'' Находим в этих документах и сведения о прохождении австрийских судов в Дельте Дуная, факт , который может подтвердить версию о спасении дунайскими русскими поселенцами австрийского чиновника, что и привело к их переселению потом в Буковину.
...
Большим толчком для бегства старообрядцев были принятые меры Николаем Первым, который всю мощь и энергию направлял, чтобы уничтожить старообрядческое священнство..
...
Перед нами стоит несколько неразрешенных вопросов. Многие иследователи занимались ими, давали те или иные ответы, более или менее обоснованные. О липованах проживаюющих в Румынии существует сравнительно богатая литература, есть много сведений в архивах страны, а также в архивах Украйны, Германии, Австрии и несомненно и в Турции. Вопросы возникнувшие у нас, в процессе изучения исторического прошлого липован Буковины, которые мы считаем, что они еще не решены основательно , следующие;

- время появления в Молдове первых беженцев староверов, первые их поселения,

Точных сведений нет; Академик И. Иордан, [ 6 ] '' пишет; что название местности –Rusenii Vechi - происходит от русских имигрантов поселившихся там в 1710-1712 г.” Упоминается впервые в документах термен липоване в 1730 г.

Северная Молдова в 1775 г. была включена в состав Австрийской империи под названием –Буковина, территория в 10 тыс. кв. км. с небольшим, с населением в около 80.тыс. жителей, населенная в основном румынами. В провинции были села гуцулов, украинцев, в городах жили армяне и евреи. По конскрипции 1774 г. в Буковине зарегистрировано 1065 русских. Кто были эти русские? Конскрипция об этом нам не говорит. Однако известно что липоване поселились на буковинских землях еще до присоединения Буковины к Австрии [ 10]. Липованская колония существовала на землях монастыря Миток-Драгомирна под названием –Соколинцы (позднее –Липовени). Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. население покидает Соколинцы, часть уходят в Молдову, другая часть уходит в горы и поселяется в селе Ступка. Причина ясна-боязнь преследований царских властей.
...
Все австрийские исследователи, единоверец Н. Субботин, румынский епископ Мельхисидек писавший о буковинских староверах, [ 11 ] и многие другие , занимались происхождением термина-''липоване''. Надо заметить, что все буковинские липоване называли себя так, никогда не отрицали этого, видя в этом ничего предосудительного.
....
Во всех рукописях, к которым мы имели доступ, мы не нашли объяснений по происхождению этого названия. Только один старик в 50-е г. нам сказал;''так надо, чтоб не знали о нас русские''. Объяснение, считаем вполне логичное, если принять во внимание, что пришлось им пережить, когда истребляли своих же братьев- русских людей. Версии, бытующие будто-бы в липованской среде о происхождении названия от липовой рощи, дерева липы, от селения Липовцы, где они когда то жили, иследователи отвергали.
...
добавим только, что в рукописях, в письмах основателей Белокриницкой митрополии, встречаем только такое обращение ''наши здешние русские староверы''.
....
Сразу, после присоединения, администрация приняла меры по колонизации края. В течении десяти лет население Буковины увеличивается вдвое. Большие массы украинцев переселяются из Галиции, появляются поселения мадьяров, немцев,поляков, словаков. Привлеченные некоторыми льготами,как, освобождение от налогов на три года, от воиской повинности, в Буковину прибывают и липоване с других местностей Молдовы и Бессарабии. Так в 1780 г. 20 семей во главе с Мартином Липованином, поселяются на землях монастыря Путна и основывают село Климовцы. Кстати надо сказать, что в этом году Климоуцам,-так сейчас называется село, исполнилось 220 лет .
....
Дунайским приглянулась красивая местность называемая-Варница, принадлежащая монастырю Путна. Расположенная в предгорье Карпат, к северу от села Климоуц, защищенная грядой векового буковника, перед которым растилалась обширная волнистая равнина, удобная для хлебопашества и разведения садов. На опушке леса из под земли вытекал обильный источник, вода которого была белой, вследствии чего местные жители называли это место- Фынтына Алба. Село назвали- Белая Криница. В лесу, в 1785 г. был построен монастырь, который в 1791 г. был перенесен в село на землю Илариона Петровича.


.....
В 1786 г. в Буковине проживало 83 семейства, около 400 душ. В Соколинцах-27 семейств, Климоуцах-26, в Белой Кринице-30. Чем привлекала русских выходцев Буковина? Во первых Буковина, как и вся Молдова, православная страна. В момент присоединения, в Буковине было 10 больших монастырей, 13 скитов, в которых было более 500 монахов и монахинь. Из них много известных;- Путна, Драгомирна, Сучевица, Воронец, основанные молдавскими господарями, знаменитые своими наружными росписями.
....
Привлекательными были для староверов и привелегии данные имперской грамотой. Десятилетиями странствовали по боярским землям в поисках пристанища, куска земли, краешка неба над головой, воздуха не отравленного гарями, где не оглядываясь можно сотворить молитву. Постоянная настороженность, что найдут царские сыщики и насильственно возвратят на родину, которая стала мачехой.
...
На Буковину, на белокриницкий монастырь издавна с надеждой приглядывались российские старообряддцы и когда в 1832 г. на Рогожском кладбище было решено основать старообрядческую митрополию за рубежом, выбор пал на Белую Криницу. Благодаря привилегии на право свободно отправлять религиозные действия и иметь свое духовенство. Пройдет 14 лет и буковинские староверы увидят впервые после почти двухсотлетнего перерыва архипастырское богослужение по старому до никоновскому обряду. Белая Криница станет Вселенским духовным центром старообрядчества.
....
Русский старовер, оказавшись на чужбине, жил в постоянной скорби о том, что ушло, старался твердо оценить свое положение и как из него выбираться, не потерять ориентиры, нравственные устои, сохранить себя. Не потерять своей веры, не потерять свой язык, свои традиции и обычаи, свой образ жизни, было сущностью его жизни. И два столетия боролись они против светской культуры, которая обходится без Бога, без Церкви, не допускали своих детей к науке, но не были безграмотными, а культура в их образе жизни, в бытовых знаниях и умениях, в труде. Культура это и правильная духовная жизнь, исполнение заповедей, вера в то , что учит Церковь. Не было у них своих скульптуров, живописцев создающих щедевры искуства, но были искуссные плотники, каменщики, были свои иконописцы, писавшие образа по заветам Аввакума, иконы, которые всеми правдами и неправдами дельцы увозили на Запад в недавние времена, делая на этом деле целые состояния. Тысячи километров дорог в Галиции, в Румынии, сотни километров дамб на Дунае - плод их трудов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Реклама
Север

цитировать



Зарегистрирован: 19.10.2004
Сообщения: 3653

Сообщение  |    Добавлено: Чт Сен 01, 2005 11:03 am Ответить с цитатой

несколько не тоже самое, но пересекающаяся тема:

Код:
http://www.regnum.ru/news/495230.html

Заявление общественной организации "Русь" по проблеме русинов в Молдавии

Общественная организация "Русь" учреждена в августе 2003 г. Ее задачей является изучение истории и культуры второго коренного населения Республики Молдова - русинов (руснаков).

Русинами называли себя насельники Древней Руси. В результате католической экспансии во второй половине XIV в. большая часть земель Западной Руси оказалась под властью Польского и Венгерского королевств. Русинам Карпато-Днестровских земель удалось вместе с волохами создать православное Молдавское княжество. В XIV в. русины составляли 40% населения княжества. Русины оказали большое влияние на развитие молдавского языка и культуры. Часть их сохранила русинское самосознание и этнокультурную специфику. В начале XX в. в Бессарабской губернии Российской империи проживали не менее 250 тыс. русинов, они составляли 1/8 населения края.

После 1917 г. началась насильственная денационализация русинов Бессарабии. Во время румынской оккупации (1918-1940, 1941-1944 гг.) их подвергали румынизации. В СССР существование русинского этноса не вписывалось в концепцию о трех восточнославянских народах, поэтому упоминаний о русинах в советских учебниках истории не допускалось, а самих русинов вынуждали отказываться от публичной идентификации себя как русинов.

Общественная организация "Русь" возобновила научные исследования истории и культуры русинов Молдавии. В 2003 г. издана монография С.Г. Суляка "Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии", тепло встреченная общественностью Молдавии; книга вызвала также интерес зарубежных ученых-русинистов. Многочисленные научные и газетные публикации, выступления участников организации на научных конференциях возвратили в массовое сознание этноним "русин". В начале 2005 года Общественная организация "Русь" выступила инициатором создания международного исторического журнала "Русин", в состав редколлегии которого вошли известные ученые и общественные деятели из Словакии, Сербии, украинского Закарпатья, Молдавии. Вышло два номера журнала. 25-27 мая в Кишиневе была проведена международная научно-практическая конференция "Князь Даниил Галицкий и судьбы Западной Руси".

Однако наша научная деятельность почему-то была неадекватным образом воспринята официальными кругами Украины. Среди активистов этнокультурных организаций Молдавии на правах рукописи стали распространяться никем не подписанные листки "Выводы о книге С.Г. Суляка "Осколки Святой Руси". Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Науч. ред. П.М. Шорников" (Кишинев: Издательский дом "Татьяна", (2004).-240 с.) (Выдержки из экспертной оценки, осуществленной Институтом политических и этнонациональных исследований Национальной Академии наук Украины, возглавляемым академиком НАН Украины И.Ф. Курасом). Анонимные авторы, пренебрегая научной этикой и общепринятыми нормами научных дискуссий, пытаются дискредитировать это исследование и очернить его автора.

27 июля 2005 г. официальным информационным агентством УНИАН была проведена в Киеве пресс-конференция, посвященная не действительным, а надуманным проблемам украинцев Молдавии. Неизвестные общественности нашей республики лица, не являющиеся ни правозащитникам, за каковых они себя выдают, ни этническими украинцами, озвучили существующий лишь в их воображении некий проект "Русины Молдавии". Один из "правозащитников" позволил себе отрицать право русинов на сохранение своей этнокультурной идентичности. Вызывает недоумение то обстоятельство, что эти беспочвенные утверждения некритично приняты и распространяются некоторыми информационными агентствами Украины и России, рядом правозащитных организаций. При тиражировании ложной информации они не отдают себе отчета в том, что тем самым выступают против права граждан на свободное определение своей этнической принадлежности, на изучение, знание и сохранение истории и культуры своего народа, что является одной из составляющих прав человека.

Несовместимо с нормами демократического общества и нагнетание пропагандистского психоза некоторыми "правозащитниками". Факт задержания полицией Молдовы одного из участников политического фарса в Киеве они без всяких на то оснований пытаются связать с русинской темой. В этой ситуации нас не может не волновать стремление официальных кругов соседнего государства политизировать вопрос о праве граждан Молдовы на свободный выбор национальной принадлежности, закрепленном ратифицированными нашей республикой международными актами о правах человека, национальных и лингвистических меньшинств и действующим законодательством Республики Молдова. Вызывает недоумение также попытка государственных структур Украины блокировать изучение истории и культуры русинов Молдавии, а также дискредитировать в глазах общественности работу Общественной организации "Русь".

Использование подобных методов, недопустимых в практике демократических стран, предусматривал еще пресловутый "План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов", принятый в 1996 г. Кабинетом министров Украины. Сегодня, похоже, предпринята попытка распространить действие этого плана на территорию суверенной Республики Молдова. Кампанию, организованную официальным Киевом, мы расцениваем как акцию устрашения, призванную запугать активистов русинского движения Молдавии, сформировать негативное отношение общественности к самой идее национально-культурного возрождения русинов Молдавии.

Но время идеологических табу и запретов прошло. Инициаторам антирусинских игр следовало бы знать, что в 90-х годах XX столетия русины были признаны отдельным этносом в 11 странах мира. Венгрия, Польша, Словакия, Хорватия, Румыния, Сербии официально поддерживают русинские меньшинства. В этих странах действуют общественные организации русинов, выходят русинские журналы, газеты, книги, создаются интернет-сайты. В Сербии и Словакии кодифицирован литературный русинский язык. В Венгрии 13 районов, населенных русинами, получили самоуправление, в Палате депутатов Румынии представлены Культурный союз русинов Румынии и Генеральный союз гуцульских этнических ассоциаций Румынии (гуцулы - одна из локальных групп русинов).

Непризнание русинской этничности официальным Киевом давно вызывает недоумение международной общественности. Достаточно вспомнить Сообщение Госдепартамента США относительно практики прав человека на Украине в 2003 г. (Ukraine. Country Reports on Human Rights Practices - 2003. Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. February 25, 2004), в котором отказ официальных властей Украины признать русинов этническим меньшинством квалифицирован как нарушение прав человека.

Русины, как и другие национальные сообщества Молдавии, имеют право на свободный выбор национальной принадлежности, на изучение и популяризацию своей истории и культуры. Попытка подавления их этничности, предпринятая официальным Киевом, антидемократична и неприемлема.

Президент Общественной организации "Русь" С.Г. Суляк
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Форумы у Лирика -> Империя Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Имя
Сообщение

 
Перейти:  
Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей
Реклама:
-