jey
цитировать
Зарегистрирован: 08.10.2004 Сообщения: 744 Откуда: Latvia
|
Истории нашего городка | Добавлено: Пн Фев 28, 2005 8:25 pm |
|
|
(городок, конечно, Рига)
История первая, ужасная (Рига XVI столетия).
"Слово", 1927, № 705. ( От Лифляндии к Латвии. т.1)
"Член городской управы Аберберг в народном доме в воскресенье, 4 декабря, прочел интересную лекцию о рижской старине. Лектор ближе всего остановился на жизни нашего города между 1500 — 1600 годами.
Рига тогда была маленьким городом и ее застроенная площадь занимала район теперешней Старой Риги, считая от бульвара Аспазии. Городской канал, правда, тогда был там же, где и сейчас, но все Петербургское предместье и даже Эспланада были за городской чертой. От нынешнего Малого Верманского парка' до Александровского рынка тянулась песочная дюна.
Там, где теперь находятся Дерптская и Александровская улицы, в те времена пролегали дороги. Никто их не мостил и поэтому они часто портились. Изъезженный путь бросали и рядом с ним начинали новую колею, что расширяло площадь этих дорог.
В районе Николаевской улицы стоял высокий столб с изваянием птицы на конце. Каждый год 1 мая рижане из города спешили к этому столбу, где устраивали народный праздник. Тогдашние спортисты состязались в стрельбе из лука. И кто лучше попадал в изваяние птицы — тот считался лучшим стрелком на целый год.
Там, где сейчас стоит городской музей, в те времена возвышалась песочная гора Куба, получившая свое название от Каупо, для которого на горе в начале 13-го столетия было заложено имение. В 16-м столетии на горе стояли деревянные бараки и при них амбар для зерна. В голодные годы в эти бараки селились голодавшие крестьяне и получали вспомоществование из зернового амбара.
1604 год был урожайным. Решили это отпраздновать и праздник приурочили ко дню 15 августа, когда церковь праздновала вознесенье св. Марии, патронессы Ливонии. В праздник св.Марии в церковь (Домскую) приносили колосья, цветы, плоды и другие дары лета.
С 1604 г. в Риге установился народный праздник, т.н. умур-кумур.
На скрещении улиц Гертрудинской и Николаевской стоял круглый каменный столб с изображением пламени наверху. Это — воспоминание об осаде Риги царем Алексеем Михайловичем в 1656 году. Здесь рижане казнили двух поджигателей, которые во время осады поджигали городские дома.
На Столбовой улице воздвигались виселицы для казнимых. Повешенного не снимали до тех пор, пока труп не разлагался. Для каждой казни воздвигался новый столб, а старые оставляли до их сгниения. Эта мрачная столбовая картина и дала наименование Столбовой улице. О казни, которая совершалась на рассвете, давали знать звоном в колокол церкви св.Якова. Колокол этот висел вне башни, в уступе, который и ныне виден.
На Столбовой улице казнили простолюдинов, а городскую и прочую знать — на Ратушной площади. Вырывали яму, а насыпь покрывали черным сукном, на которое становился приговоренный. Палач ему отсекал голову. У гор.Риги постоянного палача не было и эта привилегия была предоставлена цеху ткачей. При казни городского головы Веллинга случилось, что палач три раза рубил голову и все неудачно. Тогда, выхватив из кармана нож, палач отрезал бургомистру голову. На казнь собралась вся Рига, не исключая детей. В городских документах хранится дело о том, что после одной казни на другое утро дети стали играть в казнь. Одна 6-летняя девочка кухонным ножом зарезала другую девочку. Малолетнюю убийцу суд приговорил к смертной казни. В погребах Пороховой башни девочке отсекли голову.
Но и веселиться умела Рига. Шумный праздник устраивался на масленице. Черноголовые и малая гильдии давали балы. Варили пиво и мед. Ночью при свете факелов танцующая пара спускалась по лестнице дома Черноголовых и, танцуя, отправлялась в Малую Гильдию, где их встречали богатым угощением. Затем веселая кавалькада отправлялась обратно к Черноголовым. В этом празднестве участвовала вся Рига.
Жизнь в Риге начиналась рано. В 5 часов, спеша на работу, все заходили на раннюю службу в церкови.
Эти краткие замечания о старинной Риге г.Аберберг обещал в будущем пополнить многими деталями. Аберберг много времени уделяет изучению нашего родного города и считается знатоком нашей старины."
(копия в ЖЖ - Тута) |
|