Форумы у Лирика

Список форумов Форумы у Лирика
 АльбомАльбом   FAQFAQ   ПоискПоиск   Правила форумаПравила   Для тех, кто в БАНеСейчас в БАНе 
 РегистрацияРегистрация   ВходВход 
Лев Африканский

Эту тему просматривают:зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 0
Зарегистрированные пользователи: Нет
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Форумы у Лирика -> Империя
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
bachidai

цитировать



Зарегистрирован: 16.07.2007
Сообщения: 4

Сообщение Лев Африканский  |    Добавлено: Вт Окт 16, 2007 9:57 am Ответить с цитатой

Очень интересный сайт. http://www.vostlit.info/  СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ВОСТОКА И ЗАПАДА

ЛЕВ АФРИКАНСКИЙ
Описание Африки

Некоторые интересности.

АРАБЫ АФРИКИ, ЖИВУЩИЕ ВМЕСТО ДОМОВ В ШАТРАХ

Магометанские первосвященники 33 всегда запрещали арабам переходить Нил с их семьями и шатрами вплоть до 400 года хиджры. 34 В этом году они получили разрешение халифа-раскольника по той причине, что один человек, друг и вассал халифа, восстал и стал царствовать в городе Кайруане и почти во всей Берберии. После его смерти власть в течение некоторого времени оставалась в его доме.

Как я читал в книгах по истории Африки, во времена ал-Каима — халифа и первосвященника этого дома — они расширили свои владения и секта их возросла настолько, что этот халиф послал одного своего на раба и советника, славянина по происхождению, по имени Джаухар, на запад с огромнейшим войском. Джаухар завоевал всю Берберию и Нумидию б и дошел даже до провинции Сус,б собирая с этих царств налоги и подати.35 Совершив все это, он вернулся к своему синьору и вручил ему золото и все, что он добыл в этих странах.

Халиф, узнав ценность этого человека и увидев его успешные деяния, вознамерился поручить ему еще более крупное дело и сказал ему об этом. Джаухар ему на это ответил: «Синьор мой, я тебе обещаю. Как я добыл тебе страны запада, так я стану причиной твоей власти над королевствами востока — над Египтом, Сирией и всей Аравией — и отомщу обиды и оскорбления, которые были нанесены твоим предшественникам домом ал-Аббаса. Я не перестану подвергать себя опасностям и перенесу все трудности, пока не возвращу тебя вновь на древний трон твоих знатных и великодушных предков и знаменитых прародителей твоей крови». [24]

Восхищенный душой и обещаниями своего вассала, халиф собрал войско в 80 тысяч воинов и, снабдив его большим количеством золота и провианта, доверил Джаухару. Верный и храбрый раб вышел в путь и направил войско через пустыню, что находится между Берберией и Египтом. Прежде чем он дошел до Александрии, наместник Египта удалился в Багдад, чтобы соединиться с халифом Элуиром. Таким образом, Джаухар в течение немногих дней и без большого сопротивления захватил все области Египта и Сирии. 36 Тем не менее Джаухара не покидали подозрения. Он опасался, что багдадский халиф 37 поставит его в стесненное положение, придя с азиатскими войсками, и подвергнет опасности потерять средства защиты и берберийские войска. Поэтому он решил построить крепость, в которой, если бы случилась нужда, люди могли бы найти убежище и выдержать нападение врагов. И вот он приказал выстроить окруженный стеной город, в котором для его защиты постоянно держал одного из самых верных своих людей с частью своего войска. Он назвал в город ал-Каира.в Впоследствии Европа стала называть его Каиром. Предместья и жилища этого города, и внутри и вне его стен, увеличиваясь изо дня в день, настолько разрослись, что подобного ему не найти во всем остальном мире.

Джаухар, видя, что багдадский халиф не делает никаких приготовлений к битве против него, известил своего синьора, что все завоеванные области выразили ему повиновение, что установлен мир, обеспечены хорошая защита и охрана. Поэтому, если его благоденствию покажется возможным переехать собственной персоной в Египет, то для завоевания оставшихся стран его присутствие имело бы большее значение, нежели сотни тысяч воинов, и послужило бы причиной того, что багдадский халиф бежал бы, оставив звание и власть первосвященника. Когда эти прекрасные и благородные увещания достигли ушей синьора, он, совсем не раздумывая о том, что дурное может отсюда произойти, и преисполнившись гордости от своей второй удачи, снарядил большое войско и отправился в путь, оставив правителем и главнокомандующим всей Берберии вождя из народа санхаджа, который был не только его другом, но и слугой всего его дома. Неожиданно прибывший в Каир халиф был почтительно принят его рабом.38 Преисполненный великих замыслов, он направил большое войско против багдадского халифа.

Между тем случилось так, что оставленный им правитель Берберии восстал и объявил о своем повиновении багдадскому халифу. 39 Обрадованный этим, багдадский халиф даровал ему большие привилегии и сделал его королем всей Африки. Когда ал-Каим в Каире услышал об этом, он принял это известие как самую горькую новость отчасти потому, что он находился за пределами своего королевства, отчасти же потому, что истратил все золото и запасы, которые привез с собой. Не зная, какое решение принять, он часто проклинал совет своего вассала. А при нем был один секретарь, ученый человек прекрасного и г быстрого ума Г. 40 Видя горе синьора и предчувствуя скорую гибель, нависшую над его головой, если не будут быстро приняты какие-либо меры, он начал его утешать [25] и давать такие советы: «Синьор, превратности судьбы различны. Поэтому вы не должны перестать доверять д вашей доблестид из-за нового удара, посланного ею. Когда вы захотите принять то, что я, полностью вам преданный, смогу честно и с добрыми намерениями посоветовать вам, я не сомневаюсь, что вы в самое короткое время вернете себе все отнятое мятежом и затем достигнете еще того, что желаете. Вы сделаете это, не оплачивая ни одного солдата. Напротив, я, скорее, хочу, чтобы войско, которое я дам вам в руки, вам платило по причине, о которой я расскажу». Услышав эти слова, синьор возвеселился и спросил его, каким образом это можно сделать. Секретарь продолжал: «Синьор мой, вы должны знать, что число арабов возросло настолько, что в настоящее время Аравия уже не может вместить их всех. Того же, что она производит, далеко не хватает для их животных, так как ее бесплодие велико. Арабы страдают не только из-за недостатка пригодных для жизни мест, но и из-за недостатка средств к жизни. Они уже не раз были готовы прийти в Африку, и пришли бы, если бы это было вами дозволено. Дайте же им разрешение совершить этот поход, и я вручу вам большое количество золота». Когда секретарь договорил, синьор не слишком обрадовался его совету, считая, что арабы будут причиной разорения Африки, так что этой страной не воспользуется ни мятежник, ни он сам. С другой стороны, принимая во внимание, что в любом случае королевство е для него потеряно, он решил, что будет меньшим злом получить доброе количество динаров, как ему обещал его секретарь, и одновременно отомстить своему врагу, чем потерять как одно, так и другое. Таким образом, он сказал своему советнику, чтобы тот ж приказал объявить,ж что каждому арабу, который захочет уплатить один дукат, и не более, за голову, будет позволено свободно и безо всяких затруднений пройти в Африку, но с обязательством, подкрепленным клятвой, что он станет врагом вышеназванного мятежника. Когда это было сделано, в путь отправилось около десяти арабских племен, которые составляли половину населения Пустынной Аравии. Среди них были также некоторые роды племен Счастливой Аравии. Из них число способных сражаться мужчин составляло около 50 тысяч. 41 Число же женщин, детей и животных было почти бесконечно. Все это было тщательно сосчитано Ибн Ракиком, африканским историком, 42 о котором мы упоминали выше. Таким образом, через немного дней арабы, пройдя пустыню, которая, как мы говорили, находится между Египтом и Берберией, вначале задержались при осаде берберийского Триполи. Они вошли в город силой и разграбили его, убивая всех, кого могли убить. Оттуда они отправились к городу Габес и разрушили его. В конце концов они осадили город Кайруан, в котором мятежник, запасшись продовольствием и всем, что нужно, успешно выдерживал осаду восемь месяцев. В конце этого срока арабы взяли город силой, разграбили его, а мятежника после долгих мучений убили.43 Затем арабы разделили между собой степи и стали жить в них, обложив каждый город тягчайшими податями и налогами. Таким образом, они оставались синьорами всей этой области Африки до тех пор, пока власть в королевстве Марракеша не перешла [26] к Йусуфу, сыну Ташфина, который был первым королем Марракеша. Последний употребил все возможности, чтобы только помочь родственникам и друзьям погибшего мятежника, и не останавливался до тех пор, пока не вырвал города из-под власти арабов. Однако кочевники продолжали жить в степях, убивая и грабя всех, кого только было можно. Тем временем родственники мятежника продолжали править в различных местах. Но, когда власть над Марракешем унаследовал Мансур, четвертый король и первосвященник секты Мувахидин, он в противоположность своим предшественникам, которые покровительствовали родственникам мятежника и вернули им их прежнее состояние, решил стать их противником и отнять у них власть. Поэтому, лукаво заключив с ними мир, он побудил арабов начать с ними войну, и арабы победили их без большого труда. Затем самых главных и важных из арабов Мансур увел с собой в королевства Запада и дал наиболее знатным из них для проживания Дуккалу и Азгар. Арабам более низкого положения он назначил Нумидию.44 Однако с течением времени те арабы, которые были вроде как бы рабами нумидийцев, вновь вернули себе свободу. Вопреки нумидийцам они завладели той частью Нумидии, которую Мансур дал им для проживания, и с каждым днем расширяли ее границы. Те же, что жили в Азгаре и в некоторых других местах Мавритании, все были низведены до зависимого положения, потому что вне пустыни арабы подобны рыбе, вытащенной из воды. Они охотно отправились бы в пустыню, но путь им преграждали Атласские горы, находившиеся в руках берберов. С другой же стороны, они не могли пройти через степи, так как их хозяевами были другие арабы. Поэтому, оставив гордость, они занялись выпасом животных и обработкой земли. Они также жили не в соломенных хижинах и сельских домах, а в палатках. К их нищете прибавилась еще ежегодная обязанность платить определенные подати з королю Мавритании.з

Арабы Дуккалы в силу своей многочисленности были свободны от всякой подати. Часть арабов осталась в Тунисе, так как Мансур отказался увести их с собой. и После смерти Мансура и они захватили Тунис и сделались хозяевами этих областей. Их господство продолжалось до тех пор, пока не возвысились вожди из семьи Абу Хафса. 45 Арабы договорились с ними, что оставят им верховную власть при условии, что они будут получать половину собираемых в стране податей и продуктов земледелия. к Этот договор, или соглашение, действует до наших дней.к Однако короли Туниса не могут удовлетворить всех, так как численность арабов превосходит доходы и прибыли всего королевства. Поэтому поступления распределяют среди одной части арабов — той, которая должна поддерживать мир в степях, что она и делает, никому не принося вреда. Остальные кочевники, лишенные доходов, предаются грабежу, убийствам и всевозможным злодеяниям. Чаще всего они сидят в засаде. Когда проходит путник, они неожиданно появляются и, отняв у него одежду и деньги, убивают, так что дорога всегда небезопасна. Купцы, которые отправляются из Туниса в какое-либо нужное им место, ради [27] своей безопасности ведут с собою группу аркебузьеров. Им приходится преодолевать две большие трудности. Первая — это уплата огромной пошлины арабам, находящимся на содержании у короля; вторая — еще большая — заключается в том, что они почти всегда подвергаются нападениям остальных кочевников. Иногда охрана, которую они с собой ведут, не приносит пользы, и они лишаются сразу и имущества, и жизни.

ВЕРА ДРЕВНИХ АФРИКАНЦЕВ

В древние времена африканцы были идолопоклонниками, как персы, которые поклоняются огню 76 и солнцу, и в честь того и другого они содержали прекрасные украшенные храмы. В этих храмах постоянно горел огонь, поддерживаемый днем и ночью, чтобы он не угас, так же как за ним наблюдали в храме богини Весты 77 у римлян. Об этом пространно рассказывается в хрониках африканцев и персов. Правда, африканцы Нумидии и Ливии поклонялись планетам и приносили им жертвы. Некоторые черные африканцы почитали Гигимо, что на их языке значит «владыка неба»,78 хотя эту добрую мысль они не получили ни от какого-либо пророка, ни от ученого. Спустя какое-то время они были обращены в иудейский закон, 79 в котором пребывали много лет, до тех пор, пока некоторые королевства черных не сделались христианскими. Они оставались верными христианской вере до тех пор, пока не поднялась секта Мухаммеда в 268 году хиджры. 80 Тогда в те края пришли проповедовать ученики Мухаммеда. Своими убеждениями они увлекли души африканцев к этому закону, так что все королевства черных, граничащие с Ливией, сделались магометанскими. Однако и сейчас там ж есть одно королевство, ж жители которого оставались христианами и остаются ими до сих пор. 81 Христиане и африканцы полностью уничтожили только тех, кто был иудеем. з Остальные же, кто живет з вблизи от моря-океана, все язычники и поклоняются идолам. 82 Многие португальцы видели их и имели с ними торговые дела. Жители Берберии долгое время оставались идолопоклонниками и стали христианами за 250 лет до рождения Мухаммеда. 83 Это произошло потому, что область, где расположены Тунис и Триполи, находилась под властью неких апулийских и сицилийских синьоров, тогда как побережье Цезареи и Мавритании было подвластно готам. 84 В то время было много христианских синьоров, бежавших от неистовства готов и оставлявших родные и милые области Италии. Они уходили жить на смежные с Карфагеном территории, где затем создали себе владения. Однако следует знать, что эти христиане Берберии и не придерживались правил и законоположений римской церкви, и а примкнули к установлениям и вере ариан, 85 к которой принадлежал и святой Августин. 86 Таким образом, когда арабы пришли захватить Берберию, они застали христиан хозяевами и синьорами этих областей. Арабы много раз сражались с ними. Наконец богу было угодно даровать победу арабам. И вот ариане бежали: кто направился в Италию, кто в Испанию. 87 Около 200 лет спустя после смерти Мухаммеда 88 почти вся Берберия сделалась магометанской. Правда, люди часто восставали, отказывались от веры Мухаммеда и убивали своих священников 89 и правителей. Однако каждый раз, когда об этом узнавали первосвященники, они сразу же посылали против восставших берберов войска. Так продолжалось до тех пор, пока в Берберию не пришли схизматики, 90 т. е. те, кто бежал от багдадских первосвященников. Тогда вера Мухаммеда укрепилась. Тем не менее среди берберов всегда были и существуют еще и сейчас многочисленные ереси и различные [40] секты. Но относительно закона Мухаммеда, т. е. относительно самых важных его вопросов и различий, которые существуют между африканскими и азиатскими мусульманами, я, с божьей помощью, думаю подробно рассказать в другом труде, 91 когда будет закончен этот.

ПИСЬМЕННОСТЬ, УПОТРЕБЛЯЕМАЯ АФРИКАНЦАМИ

Арабские историки придерживаются твердого мнения, что африканцы не обладали иной письменностью, кроме латинской. Они говорят, что, когда арабы завоевали Африку, к особенно же Берберию, где была и есть африканская цивилизацияк, 92 они нашли там только латинскую письменность. Они признают, что африканцы имеют свой собственный, отличный от других язык, но считают, что они всегда употребляют латинскую письменность, как это делают немцы в Европе. Все исторические труды об африканцах, которые есть у арабов, переведены с латинского языка. Это древние труды, некоторые из них написаны во времена ариан, 93 некоторые еще раньше. Авторы этих трудов известны, но их имена ушли из моей памяти. Я думаю, что подобные труды были очень длинны, так как их переводчики имеют обыкновение говорить: «Этот вопрос объясняется в шестидесяти книгах». Правда, арабы переводили эти труды не в том порядке, в каком их составили авторы. Они выбрали имена всех синьоров и по ним расположили и разделили времена правления этих синьоров и вождей в соответствии с периодами правления королей Персии, королей ассирийских, халдейских или Израиля. Во времена, когда в Африке правили бежавшие от багдадских первосвященников схизматики, они приказали сжечь все исторические и научные книги африканцев, так как им казалось, что эти книги являются причиной того, что африканцы пребывают в своей древней гордыне, и заставляют их восставать и отказываться от веры Мухаммеда.

Некоторые другие наши историки говорят, что африканцы имели собственную письменность, но потом, когда Берберией правили римляне, а затем в течение долгого времени ее синьорами были бежавшие из Италии христиане и затем готы, они потеряли ее, ибо подданным полагается следовать обычаям господ, если они желают быть им угодными. 94 То же самое произошло с персами, которые были под властью арабов. Они также потеряли свою письменность, и все их книги были сожжены по приказанию магометанских первосвященников. Они считали, что персы не могут быть добрыми и правоверными магометанами, пока они владеют книгами, посвященными естественным наукам, законам и вере в идолов. Сжегши книги, они, таким образом, наложили запрет на их науки. Подобным же образом поступили римляне и готы, когда, как было сказано, они управляли Берберией. Мне кажется, что достаточное доказательство этого содержится в том, что во всей Берберии, как в приморских городах, так и в расположенных в степи, — я имею в виду города, построенные в древности, — можно видеть, что все надписи на могилах или на стенах некоторых [41] зданий написаны по-латински и никак иначе. Однако я бы не поверил, что африканцы считали ее своей собственной письменностью и использовали ее в письме. Нельзя сомневаться, что когда их враги римляне овладели этими местами, они, по обычаю победителей, и для большего унижения африканцев уничтожили все их документы и надписи, заменив их своими, чтобы вместе с достоинством африканцев уничтожить всякое воспоминание об их прошлом и сохранить одно лишь воспоминание о римском народе. То же самое хотели сделать готы с римскими постройками, арабы — с персидскими, а в настоящее время обычно делают турки в местах, которые они захватили у христиан, разрушая не только прекрасные памятники прошлого и свидетельствующие о величии документы, но даже изображения святых, мужчин и женщин в церквах, которые они там находили. Да и в наше время разве нельзя видеть в самом Риме, как иногда какой-нибудь папа с огромнейшими расходами начинал строить прекрасное и превосходное здание и оставлял его незавершенным из-за смерти. Преемник же либо приказывал разрушить его л до самого основания,л чтобы сделать новую постройку, либо, если строительство здания было закончено, оставлял его неразрушенным, но за любое небольшое новое добавление, внесенное им, желал уничтожить гербы прежнего папы и поместить свои собственные. Если же преемник был настолько добр, что оставлял гербы предшественника на месте, то выше их помещал свои, и они с длинными надписями, сделанными «соразмерно заслугам», «по праву» занимали наиболее почетное место. 95 Таким образом, не следует удивляться тому, что африканская письменность была утеряна уже 900 лет назад и что африканцы употребляют арабскую письменность. Африканский писатель Ибн ар-Ракик в своей хронике подробно обсуждает эту тему, т. е. имели ли африканцы собственную письменность, или нет, и приходит к выводу, что они ее имели. Он говорит, что тот, кто отрицает это, равным образом может отрицать, что африканцы имели собственный язык. Кроме того, он добавляет, что невозможно, чтобы народ, имеющий свой язык, в письме употреблял чужую письменность.

33 Первосвященники мусульманские — мусульманские халифы. Халифы считались прежде всего духовными руководителями мусульманского мира, поэтому Лев Африканский называет их титулом понтифик, т. е. первосвященник, — титулом, который носили и носят сейчас римские папы.

34 400 г. хиджры — 1009/1010 г., в действительности в 441 г. хиджры, т. е. в 1050 г.

35 Поход Джаухара на запад происходил в 958 г. при фатимидском халифе ал-Муиззе, а не при ал-Каиме, который умер в 946 г.

36 Египет был захвачен в июле 969 г., а Сирия — позднее.

37 Халифы багдадские — халифы Аббасидской династии, которая находилась у власти в период с 750 до 1258 г. и столицей которой был Багдад.

38 Фатимидский халиф ал-Муизз вступил в Каир 11 июня 973 г.

39 Оставленный ал-Муиззом правитель Берберии — это санхаджский эмир Йусуф ибн Зири Боллогин, основатель Зиридской династии. Неповиновение же выразил зиридский правитель Муизз ибн Бадис, порвавший с Фатимидами и выразивший повиновение багдадскому халифу в 1050 г.

40 Секретарем, якобы давшим халифу совет призвать арабов, был главный кади (т. е. судья) Каира ал-Йазури, а халифом, который принял решение, — Абу Темим ал-Муизз ал-Мустансир.

41 Приход арабских племен в Северную Африку получил в истории название “хилалидского нашествия”. Эти племена пришли не прямо из Аравии, а из Египта, где были поселены еще раньше за свое неповиновение и неспокойствие после того, как приняли участие в военных действиях против карматов. От этих арабов решили отделаться таким образом, так как они стали бичом для земледельческого населения Египта. Их, по-видимому, было не столь много, как говорит Лев Африканский.

42 Ибн ар-Ракик вряд ли мог писать о хилалидском нашествии (1050 г.), так как 1027 г. — последний, события которого он описывает.

43 В действительности вторжение арабов не сопровождалось такими неистовствами, какие описывал Лев Африканский. В частности, мятежник — Муизз ибн Бадис — умер собственной смертью в 1062 г., а не был убит.

44 Описание событий, которое дает здесь Лев Африканский, совершенно неверно. Ниже мы приводим полностью всю цепь событий в том порядке, как они происходили и как были установлены А. Эполяром в его книге (Эполяр, с. 24). Провозглашенный халифом алмохадов (ал-Мувахидин) 11 марта 1132 г. Абд ал-Мумин ибн Али завоевал всю Берберию, и в 1160 г. его власть была признана вплоть до Барки. В феврале 1152 г. он захватил Бужи, который был с 1067 г. столицей Хаммадидов, прежнюю столицу которых Кала Хаммадидов он приказал полностью разрушить. И напротив, именно арабы действовали в поддержку санхаджских князей. Собравшись в Беджа. они в мае или июне 1153 г. напали в Сетифе на арьергард алмохадской армии, которая возвращалась в Марокко. После упорного боя, длившегося 3 дня, они были отбиты в выразили свою покорность, которую сохраняли вплоть до 1185 г. После того как исчезло хаммадидское государство Бужи, в Ифрикии оставались мелкие санхаджские княжества. Призванный изгнать из Махдии и с Тунисского побережья сицилийских христиан, которые завладели ими в 1148 г., Абд ал-Мумин выехал из Марракеша в октябре 1158 г., без сопротивления вошел в Тунис 4 июня 1159 г. и после длительной осады взял Махдию 21 января 1160 г. Мелкие местные князья были изгнаны и заменены алмохадскими наместниками. Возвращаясь в Марокко, Абд ал-Мумин взял с собой некоторое число арабов с их семьями. Его сын и преемник Абу Йакуб Йусуф был вынужден провести двухлетнюю кампанию (с 1179 г. по 1181 г.) по усмирению Ифрикии. Вскоре после его возвращения в Марракеш к нему на службу поступил сильный отряд арабов. 30 июня 1184 г. Абу Йусуф Йакуб ал-Мансур был провозглашен халифом. 10 мая 1185 г. в Бужи высадился претендент Алморавидов Али ибн Исхак ибн Ганийа (эмир Майорки) с несколькими из своих братьев и с войсками. Одержав местные успехи, эти Алморавиды были в конце концов оттеснены в южный Тунис, где подняли арабов и получили поддержку от турецких войск, пришедших из Египта под командованием армянина Каракуша — мамлюка Саладина. Поскольку положение становилось серьезным, халиф ал-Мансур 17 декабря 1186 г. выехал из Марракеша, вновь взял Гафсу и Габес, разбил и Алморавидов, и турок и покарал арабов, которые их поддержали. Он вернулся в Марракеш 6 декабря 1188 г. после победоносной кампании, приведя с собой, чтобы держать их под своим наблюдением и использовать в войне с Испанией, самых непокорных из арабов. Они были устроены в Тамесне и в Азгаре. Однако число арабов макил, которых было не более 200 воинов во время хилалидского вторжения, впоследствии необычайно увеличилось; по-видимому, они сами по себе медленно продвигались к западу по южному Тунису, южному Алжиру и южному Марокко и добрались до Суса лишь в XIII в. В конце XIV в. они на юге не перешли еще за Сакиет ал-Хамра. В середине XV в. они занимали уже Вадан, а во времена Льва Африканского — дошли до Тишита; с другой стороны, в начале XII в. дошли до Средиземного моря по долине Мулуи.

45 Взятие Туниса произошло в декабре 1203 г. Город был взят не одними арабами, но и войсками алморавидского претендента Пахйи ибн Исхака ибн Ганийа ал-Майорки, который вновь стал во главе алморавидского восстания после смерти своего брата Али. Халиф Марракеша Абу Абдаллах Мухаммед ап-Насир лично освободил Тунис в 1205 г. Он послал своего лучшего генерала Абд ал-Вахида ибн Абу Хафса Омара вслед за Йахьей, который был разбит в октябре 1205 г. у Джебел Таджира в южном Тунисе. Отправляясь из Туниса в Марракеш в мае 1207 г. ан-Наспр оставил Абд ал-Вахида в качестве наместника Туниса. После смерти последнего 25 февраля 1221 г. положение все более ухудшалось, так что Алмохадскпй халифат оказался в полном упадке. Полный разгром ан-Насира 16 июля 1212 г. в Хисн ал-Укаб, т. е. в битве при Лас-Навас-де-Толоса, длительное зенатское восстание, спровоцированное Йахьей ибп Гапийа в Центральном Магрибе, и слабость преемников ан-Hacиpa позволили бени марин образовать свое государство на западе, а бени абд ал-вадд — в Тлемсене. В июне 1228 г. сын Абд ал-Вахида был назначен наместником Туниса. Этот хафсидский эмир Абу Закарийа Йахйа с 1229 г. больше не признавал власти халифа Марракеша и в 1236 г. провозгласил себя независимым эмиром (Эполяр, с. 25).

76 Лев Африканский описывает веру древних африканцев как поклонение огню и сравнивает ее с верой персов, однако сведений о поклонении огню в Северной Африке нет.

77 Упоминание древнеримской богини Весты и ее сравнение с другими божествами показывает, что и в Италии Лев Африканский интересовался местными условиями и историей страны, в которую его занесли обстоятельства.

78 Гигимо — название божества у африканцев, по другим источникам не известного. Выяснение затруднено тем, что Лев Африканский не говорит, о каких африканцах идет речь. Формально известие имеет традиционный для арабской литературы характер, а именно: сообщается имя господина неба. Если учесть, что обычно у Льва Африканского в словах, начинающихся со звука “в”, в написании появляется еще буква “г”, то, может быть, это слово следует читать “вигимо”. В арабской литературе (например, у ал-Масуди) известны случаи аналогичных сообщений. В них обычно дается название божества какого-либо народа и перевод этого названия на арабский язык.

79 Иудейский закон — иудейская религия. Известно, что в различные моменты своей истории евреи распространялись по свету и проникали в разные страны, в том числе и в африканские. Особенно сильным было рассеяние евреев после разрушения Иерусалимского храма Титом в I в. Еврейские общины, сохранившие образ жизни и веру своего народа, появились и в городах Северной Африки. Со временем, через несколько сот лет они проникли в Сахару. Но иудейская религия никогда не была господствующей в Северной Африке. Самое большее, о чем можно говорить, это o каких-либо берберских племенах, принявших иудейство.

80 68 г. хиджры — 881/882 г. Хронологически это время совпадает со временем интенсивного распространения шиитской, фатимидской пропаганды, которая велась с помощью специальных миссионеров, посылавшихся во все края. В Северной Африке первыми и наиболее ярыми приверженцами фатимидского учения было племя кутама, жившее в районе Сетифа.

81 Такими царствами были Нубия, где государство Алва существовало до 1504 г., и христианская Эфиопия.

82 Соответственно установлениям ислама, все религии делились на более близкие к исламу — иудейство, христианство с их течениями и сектами — и совсем ему чуждые, такие, как, например, зороастрийская религия иранцев или различные политеистические верования народов, которые в своем развитии проходили стадию классообразования. Эти верования арабы считали языческими, и отношение к ним было хуже, чем к первым. Приверженцев первой группы называли “людьми писания”, вторые назывались язычниками магами, по-арабски “маджус” — слово, которое проникло в африканские языки и до сих пор существует, например, в языке хауса в форме “ма-гузава”. Такого же деления придерживался и Лев Африканский. Интересно отметить, что он упоминает в Африке огнепоклонников. Не просто ли язычников-магузава он имеет при этом в виду, перенося на них и практику огнепоклонения и отождествив их целиком с огнепоклонниками-зороастрийцами, которых он мог видеть в Иранском Азербайджане?

83 Мухаммед, как полагают, родился 21 апреля 571 г., таким образом, появление христианства в Африке должно относиться к 321 г. В действительности же свидетельства о наличии христианства в Северной Африке относятся к концу II в.: в 197 г. был собран церковный собор в Карфагене. К 180 г. относятся мученичества Сиди и Мадавра. Вообще же история распространения христианства в Северной Африке известна мало.

84 Готы — это вандалы и визиготы. Готами Лев Африканский называет вандалов. Вандалы-ариане бежали из Северной Африки от православных византийцев, в частности от войска Велизария в 534 г., а не от мусульман. Но в то же время многие христиане продолжали оставаться в стране, особенно среди низшего класса.

85 Ариане — приверженцы арианского течения в христианстве, которое было основано александрийским священником Арием (ум. в 336 г.). Арианство было распространено в Северной Африке в раннем средневековье (IV — VI вв.).

86 В действительности Августин был противником арианства.

87 Лев Африканский допускает ошибку, когда говорит, что ариане бежали из Африки от арабов-мусульман. В действительности они бежали оттуда еще в VI в. в 534 г. — от византийцев Велизария.

88 Мухаммед умер 8 июня 632 г.

89 В исламе нет специальных священнослужителей, а их функции выполняются светскими людьми, и Лев Африканский не может этого не знать, но для итальянского читателя он называет так всех лиц, причастных к отправлению обрядов.

90 Схизматики — раскольники в вере. Этими схизматиками были хариджиты различных оттенков: суфриты, вахбиты, абадиты в VIII в., фатимиды — в IX в. Именно они распространили и укоренили ислам в Северной Африке и в Сахаре.

92 Как показывает текст, Лев Африканский под названием “цивилизация африканская” имеет в виду остатки памятников римской эпохи в Северной Африке.

93 См. примеч. 85.

94 Очевидно, Лев Африканский не видел ни берберской письменности тифинаг, которая старше латинской и считается коренной берберской по происхождению и которая развилась из письменности ливо-финикийской, ни этой последней.

95 Намек на строительство собора Святого Петра в Риме, которое было начато в 1506 г. папой Юлием II (1503 — 1513) и представляло собой реконструкцию церкви, построенной Константином в 326 г. Это строительство длилось с 1506 до 1614 г. Лев X был папой с 1513 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Реклама
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Форумы у Лирика -> Империя Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Имя
Сообщение

 
Перейти:  
Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей
Реклама:
-