Трапеза Антропофагов
Эту тему просматривают:зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 0 Зарегистрированные пользователи: Нет |
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Малярчук Гость цитировать
|
Трапеза Антропофагов | Добавлено: Пт Ноя 17, 2006 12:34 am |
|
|
Со времён поздней античности (в традиционной хронологии) сохранилась одна общая и 26 частных карт Клавдия Птолемея (83 - 161?), который в своём "Руководстве по географии" остаётся в рамках традиции Гиппарха из Никеи(190 - 125 до н.э.).
"На Птолемеевской карте номер 24 в СКИФСКОЙ стране вверху изображена область антропофагов. Рис. 12.12. Для наглядности здесь же помещён интересный рисунок. Два антропофага-скифа с удовольствием разрубают на столе человеческий труп на более удобные мелкие куски, явно готовя себе обед. В точности как Матфей Парижский пугал читателей своей средневековой Хроники "ужасными татарами и монголами", которые пьют воду только когда под рукой нет свежей человеческой крови. См. подробности в книге "Империя". Эти пропагандистские западноевропейские штампы 16-17 веков выдают истинное время составления некоторых "древних" карт. Впрочем, может быть эти описания отразили (удивившие западно-европейцев) реальные обычаи некоторых народов русского севера, действительно употребляющих в пищу сырое (высушенное или замороженное) мясо." [Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко. РУСЬ-ОРДА НА СТРАНИЦАХ БИБЛЕЙСКИХ КНИГ. Москва, Издательство "АНВИК", 1998 г., с. 288, 290.]
Иными словами, исследователи относят рисунок к жанру карикатуры. Перед нами карикатура на жителей Скифской страны. И с такой трактовкой легко согласиться. Лично я соглашусь, сделав одно уточнение: на карте представлена карикатура на христиан, конкретно - на евхаристию, христианское таинство, включающее в себя причащение Плотью и Кровью Христа. Сейчас мы это докажем, и если доказательство верно, то карта имеет помимо обычного географического ещё и ярко выраженный идеологический смысл (он может отражать обычные колонизаторские амбиции или может свидетельствовать о некоем конфессиональном расколе, мы эти вопросы не рассматриваем).
Композиция Птолемеевской карты №24 повторяет композицию русской иконы: в центре средник, по краям клейма. На среднике на фоне стилизованных горок изображены собственно антропофаги - двое обнажённых (так рисуют Христа ради юродивых на иконах), - двое мужчин возле стола, на столешнице которого крестовидно разложены части расчленённого антропоса, человека. Подчерну: разложены, не навалены кучей, не набросаны как попало (что было бы, наверное, характерно для дикарей-людоедов). Двое мужчин возле стола (именно возле стола, культурно, не на голой земле) динамично ("с поспешностью", см. ниже), сосредоточенно (как священники у престола в алтаре) занимаются "священнодействием" - едят и пьют, - пьют, надо полагать, свежую кровь, а едят мясо антропоса, гигантская голова которого поставлена справа от стола на голой земле.
Можно назвать этот рисунок этнографическим в том смысле, что он, как всякое оригинальное произведение изобразительного искусства, скорее отражает духовную этнографию самого художника (и заказчика), и только после этого -этнографию собственно натуры. В самом деле, двое обнажённых , абсолютно голые люди, под открытым небом , а климат в здешних местах, между Салехардом, Екатеринбургом, Челябинском и ЗВЕРИНОГОЛОВКОЙ (см. ниже) Курганской области ~ 56-й градус северной широты, 64-й градус восточной долготы, климат здесь далеко не субтропический. Последнее обстоятельство было, разумеется, известно картографу, ведь зачем-то же он нанёс по краям карты числовые ориентиры, обозначающие широты и долготы в рамках традиции Гиппарха (буквально "комэска" - командира конного эскадрона).
Рядом с антропофагами изображена область хиппофагов. Географически это уже где-то ближе к Уфе, Казани, Перми… Хиппофаги - это, конечно, не пожиратели хиппи (hippie). Хиппофаги суть те, кто предпочитает человечине конину… Скифы, конечно. Возможно, башкиры, татары. Хиппос по-гречески лошадь; отсюда "ипподром", отсюда "Иппокрена" - "источник коня" - известный источник вдохновения на горе Геликон, забивший от удара копыта коня по кличке Пегас. Источник обладает чудесным свойством вдохновлять поэтов. В поза-позапрошлом (18-ом) веке в городе Тобольске издавался журнал с характерным названием - "Иртышъ, впадающий в Иппокрену". Если смотреть по карте Птолемея, Тобольск находится примерно посредине между антропофагами и хиппофагами, то есть обретается как раз под столом, на котором лишённые одежд скифы раскладывают разъятого на части антропоса.
Переходим к "клеймам".
В правом верхнем "клейме" изображены безголовые, в правом нижнем - звероголовый (рядом, напоминаю, Звериноголовское Курганской области). Можем ли мы по внешнему виду безголовых существ определить их принадлежность к тому или иному культурному контексту? Задача, прямо скажем, для следователя-криминалиста по особо важным делам. Какие ассоциации вызывают безголовые? Вне всякого сомнения, апокалипсические.
"И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души ОБЕЗГЛАВЛЕННЫХ за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою.Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же мертвецы не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - воскресение первое" (Откровение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис), 20: 4-5).
Мы видим, что один безголовый сидит (на пригорке), а второй стоит с поднятой рукой и раскрытой ладонью, причём средний палец поднятой руки согнут, показывая зрителю, т.е. нам, отсутствующее на руке начертание зверя.
Мы видим, что у сидящего обезглавленного нарисованы на торсе глаза, нос и рот, а уши не нарисованы. У стоящего с поднятой рукой тоже есть глаза, рот и нос и даже не забыты половые органы, а ушей, как и у первого обезглавленного, нет. Отсутствие ушей, очевидно, следует понимать как реплику на неоднократно повторяемый в Откровении стих "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам" (Откр., 2:7,11,17,29 и др.).
Данная реплика недвусмысленно отсылает нас к рисунку, расположенному ниже. На нижнем рисунке изображён человек с головой и с ушами, но с собачьими ушами, похожими на уши эрдельтерьера. Впрочем судить о породе здесь нет достаточных оснований, - перед нами просто человекозверь.
Человек с головой пса - это по сути тот же обезглавленный, ведь у него нет человеческой головы.
За данным человекозверем просматривается ряд ассоциаций; вспомним восклицание Авенира во 2-й книге Царств, глава 3-я, стих 3-й: "Разве я собачья голова?". По Иудейскому закону, пишет архимандрит Никифор в Иллюстрированной полной популярной библейской эциклопедии (Москва, 1891), собаки считались нечистыми, как оне и доселе ещё считаются у Мусульман. Екклесиаст говорит:"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда,так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву" (Еккл., 9:4). Но это - псу, а перед нами как бы недопёсок или, наоборот, недочеловек.
Если бы карта изображала Египет, то мы бы сказали, что перед нами Анубис. Анубис (собачка) египетский бог смерти. Изображался в виде лежащего шакала или собаки, а также в виде человека с шакальей или собачьей головой.
Звероголового можно отождествить и со святым Христофором (удивительно! в этих местах в 70-х гг. прошлого века экспедиция Тюменской картинной галереи обнаружила значительное число так называемых "чернушек" и "краснушек", икон народного письма, среди них иконы св. Христофора. Икона "начала 19-го века СОФИЯ И ХРИСТОФОР" даже опубликована в журнале "Творчество".
В левом нижнем "клейме" изображена, вне всякого сомнения, битва пигмеев с журавлями. Пигмеи, то есть кулаки в переводе с греческого. Уничтожение пигмеев журавлями в контексте мировой культуры можно рассматривать как прообраз раскулачивания, раскрестьянивания, карта не уточняет - какого: русского, французского, индейского, еврейского.. Битва пигмеев с журавлями - это странный образ крестьянской войны. Крестьянские войны имеют, как правило, религиозную составляющую. Ничего нового в понимании замысла птолемеевской суперграфики обнаруженный нами факт, понятно, не даёт. Кто такие журавли? Аристофановские "Птицы", например, - это ж не орнитология, а драматургия. Так же точно и птолемеевские птицы. Кто они? И кто такие пигмеи? Почему они здесь? Ареал расселения греческих карликов весьма широк, от острова Туле на западе (не путать с родиной Левши Тулой) до Индии на востоке, от Обдорска, т.е. полуострова Ямал, на севере до истоков Нила на юге…
Вспоминается керамическая кружка ("ритон") в виде головы собаки (опять СОБАКИ) работы Бригоса ("Около 480 г. до н. э." ) из собрания государственного Эрмитажа ("Поступил в 1862 г. из собрания Кампана". См. Передольская А. А. Краснофигурные аттические вазы. Каталог). На месте ошейника мастер изобразил выразительные моменты схватки пигмеев и журавлей. Если на птолемеевской карте и без того маленькие пигмеи помещены на второй план, а огромный журавль ( мы его поначалу даже приняли за страуса), мощный журавль, ПРИКРЫВАЮЩИЙ КРЫЛЬЯМИ СВОИХ ПТЕНЦОВ, поставлен на переднем, причём он стоит на одной ноге, другой у него просто нет (почему?), то на керамике Бригоса нет такой глубины, нет линейно-перспективных акцентов, и журавли у него о двух ногах, и пигмеи нормальные крепкие ребята, "за спиной одного шкура пантеры", "в одной руке его лук, в другой палица"… Птолемеевские пигмеи тоже вооружены луком и дубинкой, и они одеты (в отличие от двух антропофагов возле стола).
Рассматривая "Пигмеев и Журавлей", мы приходим к выводу, что в данной сцене атаки на пернатого гиганта представлена своеобразная гигантомахия, "битва богов с гигантами".
Четыре птенца, выглядывающие из-под крыла одноногого журавля-великана, плохо прорисованы. Мы не обнаружили у них лап. Это нежелание рисовать конечности наводит на мысль, что ходить по земле этим птицам не положено (логично: ведь журавли рождены летать). Тут следует заметить, что птенцы под крыльями птицы - ЭТО ПРЯМАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ТЕКСТА. После обращения к жителям земного Иерусалима,лицемерам, фарисеям и книжникам, Спаситель восклицает:
"Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающих посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется вам дом ваш пуст."
(Матфей, 24:37-39).
Птолемеевские Пигмеи - это "Иерусалим, Иерусалим…".
И как бы зная заранее, что зритель обратит внимание на отсутствие у Журавля второй ноги, художник рисует выше одноногого урода (четвёртое, последнее, левое верхнее "клеймо"). Похоже, что это именно урод, у которого отнято "мужское достоинство", а не инвалид, у которого отнята одна нога. Урод задрал единственную ногу вверх, положив взъём гигантской ступни себе на голову, правой рукой он опирается на землю, по которой ему, Уроду, не дано ходить. Если бы дело происходило не в Скифии, а в Индии или в Китае, которые тоже имеют место по краям карты, то можно было бы подумать, что Урод выполняет индийскую, йоговскую, асану либо застыл в позе священного аиста, демонстрируя боевое искусство монахов Шаолиня. Впрочем, на лбу Урода не написано, что он скиф, а не индус, или монах, или, скажем, сын плотника - ведь кто-то же сколотил двум антропофагам СТОЛ, - вгляд Урода как раз обращён туда, - там, на столе, лежит НОГА.
Рассматривая "Урода", мы обращаем внимание на его гигантскую ногу, своеобразную (визуальную) "рифму" с ногой Журавля и не менее оригинальную "перекличку" с ногой на столе. Но есть ещё одна "рифма" - семантическая, с Библией. "Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный" (Матфей, 18: - говорит Иисус ученикам, а птолемеевский художник Его пародирует средствами графики.
"Если нога скажет: я не принадлежу к телу, - рассуждает апостол Павел о членах тела Христова, - потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?" (Первое послание к Коринфянам, 12 : 15).
Нога Журавля напоминает ствол дерева с корнями , прообраз греческой колонны коринфского ордера,это нога-столп (ср. "Столп и утверждение Истины" апостола Павла) , а нога Урода - перевёрнутый столп, ствол комлем вверх.
"Ешьте … голову с ногами…- читаем в Ветхом Завете. - Ешьте же его (АГНЦА) так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью (см. выше): это - Пасха Господня" - сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, определяя ветхозаветную Пасху и казни египетские: "…и будет вопль великий по всей земле Египетской, у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит ПЁС языком своим…" (Исход, 11 : 7; 12 : 9, 11).
На Птолемеевской карте единственный язык, который не шевелится, высунут изо рта мёртвой головы возле стола, - здесь пёс и агнец представлены в одном "лице", - своеобразная диалектика, единство и борьба противоположностей. Агнец - образ Бога Нового Завета.
Итак, мы прошлись по всем рисункам и можем теперь сделать определённые выводы. Рисунки скомпонованы таким образом, что "главный" из них помещён на самой карте, а "второстепенные" вынесены на поля, за пределы изображённой на карте земной поверхности, на "новую землю".
"И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет" (Откровение 21:1).
На карте нет неба (по определению), как нет и моря. Художник-карикатурист лишь указал "на небо" задранной вверх ногой бесполого Урода и крыльями Журавля. Косвенным образом (журавль - птица перелётная) указал художник и на море, которого "уже нет".
Птолемеевская карта называется "TABULA ASIAE…" У Иоанна речь идёт об Асии: "Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями " Откр., 1:4-6.
Тут нет особой надобности заявлять, что голова на земле - это голова Христа, ведь мы рассматриваем все-таки неканоническое произведение, но и утверждать, что это голова неизвестного туриста или капитана Кука, на которого напала толпа голых дикарей, у нас нет оснований. На карте изображена явно не бытовая сцена (больше оснований назвать её Головой из сказки о Еруслане Лазаревиче (прообраз "Руслана и Людмилы" Пушкина), но это уже совсем другая сказка).
Взглянув ещё раз на сцену, где голые жрецы совершают свою трапезу, нам остаётся лишь повторить: не называется ли эта трапеза евхаристией? И если она так называется, то назвать вещи своими именами : сотрапезники возле стола причащаются трупом, - в этом акте ясно прочитывается издёвка над христианским таинством, когда хлеб и вино на престоле духовно пресуществляются в Плоть и Кровь Бога. Из этого можно заключить, что художник (и заказчик) принадлежат к категории людей, которые не признают христианской евхаристии в той форме, которая имеет место в Асии. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Реклама
|
|
|
lirik [Админ] цитировать
Зарегистрирован: 19.12.2003 Сообщения: 1102 Откуда: Москва
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Малярчук
цитировать
Зарегистрирован: 06.12.2006 Сообщения: 5 Откуда: РОССИЯ
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Валентина
цитировать
Зарегистрирован: 14.09.2005 Сообщения: 208 Откуда: Санкт-Петербург
|
| Добавлено: Чт Дек 07, 2006 3:54 pm |
|
|
"Если нога скажет: я не принадлежу к телу, - рассуждает апостол Павел о членах тела Христова, - потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?" (Первое послание к Коринфянам, 12 : 15).
Это Павел аллегорически рассуждает о Церкви Христовой- члены Церкви-члены тела
Что касается рисунка со столом - то это похоже на жертвоприношение
Похожий рисунок есть в египетских манускриптах. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Малярчук
цитировать
Зарегистрирован: 06.12.2006 Сообщения: 5 Откуда: РОССИЯ
|
| Добавлено: Чт Дек 07, 2006 11:28 pm |
|
|
\\\Это Павел аллегорически рассуждает о Церкви Христовой- члены Церкви-члены тела \\\
Автор иллюстраций, я предполагаю, хорошо знал Заветы. Если аллегорию подать "буквально", как раз и получится карикатура.
\\\Похожий рисунок есть в египетских манускриптах.\\\
Не подскажете, где? Для коллекции |
|
Вернуться к началу |
|
|
Валентина
цитировать
Зарегистрирован: 14.09.2005 Сообщения: 208 Откуда: Санкт-Петербург
|
| Добавлено: Пт Дек 08, 2006 12:00 pm |
|
|
Есть такая книга "Учения и Заветы" |
|
Вернуться к началу |
|
|
Малярчук
цитировать
Зарегистрирован: 06.12.2006 Сообщения: 5 Откуда: РОССИЯ
|
| Добавлено: Сб Дек 09, 2006 12:45 am |
|
|
и ссылка есть? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Валентина
цитировать
Зарегистрирован: 14.09.2005 Сообщения: 208 Откуда: Санкт-Петербург
|
| Добавлено: Сб Дек 09, 2006 9:17 pm |
|
|
ссылка |
|
Вернуться к началу |
|
|
Малярчук
цитировать
Зарегистрирован: 06.12.2006 Сообщения: 5 Откуда: РОССИЯ
|
| Добавлено: Пн Дек 11, 2006 12:30 am |
|
|
Спасибо!
Прямо таки анатомия "доктора Тульпа".
Без всяких, как кажется, карикатурных моментов. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Малярчук
цитировать
Зарегистрирован: 06.12.2006 Сообщения: 5 Откуда: РОССИЯ
|
| Добавлено: Чт Дек 21, 2006 11:37 pm |
|
|
Крестный отец истории
Греческий жаргон, на котором изъясняется Геродот, украшает не только классический латинский извод Лоренцо Валлы, но и в качестве блатного арго сохраняется вплоть до наших дней в словарном составе системных языков Империи : одноглазые аримаспы, изнеженные агафирсы, исседоны-массагеты, ритуально поедающие своих отцов , пресловутые андрофаги, которые "...отнюдь не скифское племя" 4:18, "...самые дикие нравы у андрофагов. Они не знают ни судов, ни законов... Это единственное племя людоедов в той стране" 4:106. Здесь Геродот гениально пересказывает советский фольклор про беглых зэчков, поедающих товарища. При этом надо заметить, что кроме "суда Париса", никакого серъёзного судопроизводства эллины не знали.
Цицерон, конечно, не без основания назвал Геродота «отцом истории». Имена девяти муз, наколотые (татуированные) на теле Historiai , подтверждают эту нетривиальную мысль ("Разделение на книги и названия книг по именам Муз имеет более позднее происхождение и часто представляется механическим, поскольку разрывает единые отрывки текста.").
Основания - были. Традиционная историография сводит их к "извечному антагонизму Востока и Запада". К извечному всегда трудно подобрать слово. Антагонизм - был, но был ли Восток и Запад? Кстати напомнить, что "западной страной" в былые времена называли "царство мёртвых".
Для "пенитенциарного" мировосприятия Геродота основообразующим является понятие свободы. Причём не столько политической, от слова "полис" (не "Как политический лозунг у греков понятие свободы сформировалось в Афинах во время греко-персидских войн в противовес персидской деспотии. Понятие свободы занимало видное место в трудах Геродота"), сколько, я б так сказал, стихийно-эйкуменической, когда свобода имеет место быть вне зависимости от политического статуса и географической динамики её носителя. Проще говоря, свободой-волей, не в аристотелевском, а в арестантском,"пенитенциарном", с оттенком "амнистии" смысле.
"...царь послал вестников по всем городам и велел объявить, что обещает вору полную безнаказанность и даже великую награду, если тот явится перед его очи. А ВОР ПОВЕРИЛ И ЯВИЛСЯ К ЦАРЮ. Рампсинит же пришел в восхищение [от вора] и отдал за него замуж свою дочь, как за умнейшего человека на свете" Геродот. История. Книга 2 :122.
По-русски это системно называется "вор в законе".
"Более того, смотрим (вслед за М.М.Постниковым, И.А.Володиным http://vadim-blin.narod.ru/postnikov/02-06.htm ) подробнейшую карту мира по Геродоту, приложенную к берлинскому изданию Геродота 1964 г. и воспроизведенную (в виде вкладки) в [44]-(Геродот. История. М.: Наука, 1972.). На этой карте отмечены все, даже мелкие города и поселения, упомянутые в книгах Геродота. Но ни КРЕСТОНЕИ, ни КРЕСТОНЫ, ни город Крестон, ни область Крестония, ни область Кроссея не отмечены на этой карте. Составители карты предпочли почему-то умолчать обо всех этих племенах и областях!"
Почему "почему-то"? Отец истории сам прибегал к умолчанием, правда, специально оговариваясь при этом; например:
"О том, почему в другие праздники они пренебрегают свиньями, а в этот приносят их в жертву, у египтян существует сказание. Я знаю это сказание, НО не считаю благопристойным его рассказывать";
"Учение это заимствовали некоторые эллины, как в древнее время, так и недавно. Я знаю их имена, НО не называю";
" Это, однако, неверно: ведь эти кропильницы – посвятительный дар Креза. Надпись же на ней вырезал какой-то дельфиец, желая угодить лакедемонянам. Я знаю имя этого человека, НО не хочу называть"...
Однако, кроме умолчаний о "крестоносцах", История Геродота предлагает четыре рассказа о функциональном, так сказать, применении как персами, так и эллинами креста, а именно:
"Сатасп оскорбил насилием девушку, дочь Зопира, Мегабизова сына. Царь Ксеркс хотел распять его за это на кресте" 4:43;
"Артафрен, правитель Сард, и Гарпаг, захвативший его (Гистиея) в плен, велели привезти его в Сарды [и казнить]. Там тело Гистиея распяли на кресте, а голову, набальзамировав, отослали в Сусы к царю Дарию" 6:30;
"На Херсонесе (что на Геллеспонте) между городами Сестом и Мадитом находится скалистый выступ против Абидоса. Это то самое место, где незадолго до этого афиняне под начальством стратега Ксантиппа, сына Арифрона, захватили перса Артаикта, сатрапа Сеста, и живым распяли на кресте, того самого перса, который велел согнать женщин в святилище Протесилая в Элеунте и там поступил с ними нечестиво" 7:33;
"Начальником этих варварских кораблей был Сандок, сын Фамасия, правитель Кимы в Эолиде. Это был тот самый Сандок, которого прежде царь Дарий велел распять на кресте вот по какой причине. Он был одним из царских судей и за деньги вынес несправедливый приговор. Когда Сандок уже висел на кресте, Дарий одумался, решив, что заслуги [несчастного] перед царским домом превышают его вину. Придя к такому заключению, царь решил, что поступил слишком поспешно и потому неблагоразумно, и велел отпустить несчастного. Так-то Сандок избежал гибели при царе Дарии, а вторично, когда он подплыл к эллинам, это ему уже не удалось" 7:194.
Совсем по-другому в этом контексте воспринимается рассказ Геродота о раскаянии Кира и благочестии Креза, в чьём имени тоже, ПО УМОЛЧАНИЮ, читается "крест". Крест в рассказе заменён костром, цитирую 1:86 и далее:
"Киру было известно благочестие Креза, Кир возвел лидийского царя на костер, желая узнать, не спасет ли его от сожжения заживо какое-нибудь божество...
Крез, стоя на костре, все же в своем ужасном положении вспомнил вдохновенные божеством слова Солона о том, что никого при жизни нельзя считать счастливым. Когда Крезу пришла эта мысль, он глубоко вздохнул, застонал и затем после долгого молчания трижды произнес имя Солона (Солнце Правды, Христос на кресте тоже , как известно, произносил имя. Момент мимесиса знаком христианам. - М.)
Кир услышал это и приказал переводчикам узнать у Креза, кого это он призывает, и те, подойдя, спросили его. Крез некоторое время хранил молчание, но затем, когда его заставили [говорить], сказал: “Я отдал бы все мои сокровища, лишь бы все владыки могли побеседовать с тем, кого я призываю”...
Крез рассказал о том, как однажды прибыл в его царство афинянин Солон. Он осмотрел все царские сокровища и презрел их (вполне в духе христианской проповеди. - М.). Крез передал затем Киру, как все сказанное Солоном сбылось. Солон ведь говорил это не столько о самом Крезе, сколько вообще о человеческой жизни, и именно о людях, которые сами себя почитают счастливыми.
Кир повелел как можно скорее потушить огонь и свести с костра Креза и тех, кто был с ним. Однако попытки потушить костер оказались тщетными.87. И вот (так передают лидийцы), когда Крез заметил раскаяние Кира и увидел напрасные старания всех затушить пламя костра, он громко воззвал к Аполлону. Крез молил бога: если богу были угодны его [Креза] жертвоприношения, то пусть он придет на помощь и спасет от настоящей беды. Так Крез слезно молил, призывая Аполлона. И вот тотчас средь ясного неба и полного безветрия внезапно сгустились тучи и разразилась буря с сильным ливнем, которая и потушила костер."
Геродот, несомненно, был homo poenitentiarius, человек раскаянный, - таковыми и положено быть крестным отцам. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Реклама: -
|
|