Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
Изюмский шлях | Добавлено: Чт Дек 01, 2005 4:45 pm |
|
|
вот содрал откудато в сети текст в Акробате "Актуальнi проблеми вiтчизняноï та всесвiтньоï iсторiï. Збірник наукових праць. Випуск 6. Харків НМЦ «СД» 2003"..."
ссылку не найти уже, а текст интересный,
поэтому положил все сюды:
Цитата: |
Г. Л. Коптева
ГЕНЕЗИС КОМПОЗИЦИИ ГОРОДА ИЗЮМА
Сибилев Н. В. писал: «На вопрос — кем и когда основан Изюм, можно ответить двояко. Если речь идет о русском городе в том смысле, как это понималось тогда, т. е. о русской крепости, то на это имеется вполне точный и исчерпывающий ответ: Изюм построен в 1681 г. Полковником Харьковского слободского полка Донец Захаржевским. Если же Изюм рассматривать как населенный пункт вообще, то время возникновения его назвать трудно. Несомненно только, что древностью он может по спорить с самым вечным городом — Римом» [2].
Изюм как древнее поселение возник у места впадения Сальницы в Се верский Донец. На его правом берегу возвышается большая и длинная гора, которая видна за много километров от Изюма. Если смотреть на гору изда ли, она напоминает длинный насыпной курган. Являясь единственной в своем роде примечательной особенностью рельефа этого степного края, гора издавна служила ориентиром на пути из Половецкой степи в Русь.
Oснование древнего Изюма было обусловлено удобным местораспо ложением и проходившими через этот район торговыми и военными путями. Еще до появления Изюмского городка в летописи под 1571 г. упоминается Изюмская сакма или Изюмский шлях.
Изюмский шлях являлся разветвлением Муравского, главной татарской дороги на Русь. Муравский шлях из Крымской перекопи шел до Тулы между верховьями множества рек и речек, почти не пересекая ни единой из них. Как отме чает Д. И. Багалей: «Изюмский шлях отделялся от Муравского у верхо вьев р. Орельки, откуда на протяжении 40 верст тянулся до Изюмского перевоза на Донце в нынешнем Изюмском уезде Харьковской губернии немного южнее р. Изюмца» [1]. От Изюмского шляха в районе совре менного Изюма ответвлялся древний степной путь от р. Сальницы к Тор ским соляным озерам. Торская дорога проходила вдоль Изюмского Кур гана к поселениям на р. Тор. Эта древняя дорога упоминается в «Слове о полку Игореве» и летописях.
До середины ХVIII в. немаловажным путем сообщения был водный путь по Северскому Донцу, впадающий в Дон, что давало выход к Азов скому и Черному морям. С развитием судоходства процветала и торгов ля этого края.
Таким образом, сооружение Изюмской крепости, состоявшей из «боль шого города» и «малого города», было обусловлено проходившими в этом районе путями движения, связанные с ландшафтом местности. Большую роль для этого региона играло его пограничное состояние.
Край этот искони представлял собой пограничную полосу оседлого сла вянорусского и кочевого тюркского населения, леса и степного про странства. Северная часть изобиловала лесами, а южная часть — «земля незнаема» была покрыта роскошною густою травою и называлась полем или степью. В конце лета, когда под палящими лучами солнца трава засыхала, степь обращалась в мертвую пустыню.
Историки (Б. А. Рыбаков, А. Н. Насонов, С. А. Плетнева, Н. В. Си билев) полагают, что граница между Русью и Половецкой степью в ХII веке проходила по Донцу в районе современного Изюма, поэтому вполне вероятно, что гора, именуемая Изюм Курган или Кремянец, в то время была и пограничной вехой. Позже на высокой горе, по мнению харьковского архиепископа Филарета, татары построили крепость для защиты на случай нападения русских, они то и дали название горе — Узун, или переосмысленно на русской почве — Изюм. В этом ощуще нии границы ведущую роль играла гора Кремянец.
По мнению Д. И. Багалея, название горы стало названием шляха. «Изюмский шлях назван так по имени Изюм Кургана. Только высокая и длинная гора, возвышающаяся над равниной, как огромный, создан ный природой маяк, могла дать название переправе и всему этому месту. В связи с этим можно предположить, что название и дороги, и реки, и го рода происходит от названия горы Узун, что в тюркских языках означа ет Длинная. Для тюркских народов, совершавших набеги на Русь, Узун Курган в течение многих веков был самым приметным и широко известным ориентиром, своего рода воротами в Русскую землю. Так же точно и для русских людей он служил важной вехой на пути к Дону и в «луку моря» [3].
Впервые Изюмский курган упоминается в «Слове о полку Игореве».
Спустившись с кургана и оглянувшись назад, воины Игоря с полным основанием могли говорить: «О Русская земле! Уже за шеломянем еси!» (в словаре И. И. Срезневского шеломя толкуется как гора, холм, гряда холмов). Курган настолько высокий и длинный, что скрывал от взора Русскую землю. Этот поэтический образ «Слова», вне всякого сомне ния, имел символическое значение «порога».
В романе Олеся Гончара «Твоя заря» встречается описание большого степного кургана на юге Украины. Оно не имеет прямого отношения к Изюм кургану, но писатель настолько ярко и выразительно говорит о роли кургана как дорожного ориентира, что вполне характерно Изюм скому Кремянцу.
«И вот наконец она вынырнула из за горизонта, покатая, серебрис тая, словно башня какого то сооружения, что еле выглядывает из земли, это и есть Громова могила! Она словно матка среди множества меньших могил, которые повсеместно разбросаны в наших степях, — давно кем то насыпаны, просматриваются, расплывшись, вблизи и вдали, некото рые еле мерцают в солнечном мареве…»
Такое переживание горы границы очень важно и подтверждается об ращением к ним многих художников и писателей. Литература прониза на мифологемами — архетипами, универсальными для большинства ми фологических систем. Так, в повести О. Ю. Кобылянской «У неділю ранозілля копала» образ горы Чебаницы — это модель Мировой горы. В ниж нем уровне Мировую гору обвивает Мировая река. Верх горы Чебаницы образует Белый камень. Из мифологии известно символическое значе ние камня как «порога». Белый камень — это образ из греческой мифо логии. Он отмечал вход в царство смерти. Прыжок с Белого камня озна чает смерть. Такой образ использовал В. Шекспир в «Короле Лире». В одной из кульминационных сцен этой трагедии к такому камню при водит слепого Глостера его сын. Глостер прыгает с камня с целью само убийства, но происходит «метаморфоза» и он попадает в объятия сына. В мифологии белый цвет камня отсылает его к благу, солнцу и сол нечному миру Верха. Таким образом, меловая гора Кремянец, которую обвивает река Северский Донец, полностью отвечает семантике «поро га» и образу Мировой горы.
Гора Кремянец доминирует в обширной равнине. Не случайно она была увенчана татарской крепостью. Это архитектурное завершение еще больше акцентировало значимость горы и вырывало ее из окружающего ландшафта, усиливая семантику преодоления.
В ХVII в. на месте татарской крепости был построен «малый город», т. е. цитадель со рвами, валами, стенами и башнями. Ниже цитадели на пространстве, занятом теперь центральной частью Изюма, расположи лась главная крепость — «большой город», снабженный валом, сухим рвом, стенами, башнями и четырьмя воротами с накладными через ровдеревянными мостами. «Большой город» занимал обширную террито рию на северо западном склоне Изюмского кургана, с двух сторон онпримыкал к Северскому Донцу и Кривому озеру.
Одно из первых сооружений изюмской крепости — Спасо Преобра женский собор (1684). Пятиглавый каменный собор был построен на северо западном склоне горы. Его размещение продолжило ту же тра дицию сакрализации горы. При подъезде к городу с севера — из среды с более стабильным, защищенным образом жизни белый собор, стоящий на склоне горы, воспринимался как та же метафора «порога». Он прини мал на себя «пороговую» семантику Кремянца. Пять верхов собора, как бы взбирающихся на гору, белели на фоне темного леса. Здесь снова реализуется мифологема «порога» — границы между открытой равни ной и лесом, принципиальная для славянского мировоззрения.
Белый собор стоит на стыке открытого пространства и лесного мас сива, соединяя эти антиподы. Его характерный динамичный силуэт вырастает из этих антиподов и передает их семантику городу.
Въезды в современный город Изюм в большей степени сохранили туже мифологическую семантику «порогового» преодоления. «Порогом», как раньше — воротами в городских стенах, на пути из Харькова в Изюм служит мост через Северский Донец. «Мост в мифопоэтической тради ции — это наиболее сложная часть пути. В этом месте путь прерван и уг роза злых сил наиболее очевидна» [4].
При пересечении первого «порога» перед путником открывается ги гантская дуга горы Кремянец, возвышающаяся над долиной Северского Донца. Возникает образ мощного «порога». Далее путь пролегает по го родской улице, переходящей в скоростную трассу. На этом пути стоит древний пятиглавый Спасо Преображенский собор. Подобно посред нику или покровительствующему образу он является путнику на пути перед выходом в другой мир (как уже отмечалось, городская улица далее переходит в иной статус — скоростной магистрали).
Следующим наиболее сильным «пороговым пространством на гра нице между городом и «не городом» является коридор, вырезанный в ме ловой горе. При этом искусственно созданный курдонер, зажатый с двух сторон мощными скалами, является безотчетным психологическим ба рьером, который ощущается человеком при движении по нему. Отвес ные скалы подобны «Сталкивающимся Скалам Симплегадам», которые раздавливают обычного путешественника, но герой всегда способен пройти между ними.
Таким образом, путь, пролегающий через Изюм, построен на целой системе «пороговых пространств». Он образуется ритмически органи зованной цепью акцентов от въезда в город к его центру.
Література
1. Багалей Д. И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства. — М.: Издание Императорского Обще ства истории и Древностей Российских при Московском Универ ситете, 1887. — 614 с.
2. Сибилев Н. В. Очерки по доистории и истории Изюмского края.Вып. I. Далекое прошлое Изюма. — Изюм: Окрнаросвіта Ізюмини,1928. — 14 с.
3. Гетманец М. Ф. Тайна реки Каялы: «Слово о полку Игореве». —2 е изд., перераб. и доп. — Х.: Издательство при ХГУ, 1989. —168 с.
4. Шубович С. А. Архитектурная композиция в свете мифопоэтики:Монография. — Х.: РИП «Оригинал», 1999 — 636 с.
|
|
|