Север
цитировать
Зарегистрирован: 19.10.2004 Сообщения: 3653
|
Румынские колокола | Добавлено: Пн Июн 06, 2005 7:23 pm |
|
|
на одном профсайте попалась статья совсем не по профтеме...
скверный перевод, но статья интересная...
http://www.lityo.com.ua/li/s_94.html
СТАРИННЫЕ РУМЫНСКИЕ КОЛОКОЛА
Георгий Флореа, Александр Кириак, Георгий Кроитору
(Университет "Дунэря де Жос" г. Галаць, Румыния)
Tel. +40 (236) 319 121; +40 (744) 477 842
E-mail: gcroitoru2002@mail.ru
В данной работе представлятся часть старинных колоколов, которые находятся на территории Румынии, отлитые местными или иностранными мастерами, или отлитые за рубежом.
Примитивные формы звуковых резонансных инструментов, соответствующие колоколу, известны издавна. Эти инструменты имели малые формы, изготовленные из металлических пластинок, полученные в результате ковки молотком и имели различные употребления - были подвешены на шеи скотов, использованы в качестве амулетов или как культовые предметы, женские украшения, оповещали о собраниях или опасности.
Изготовление колоколов методом литья, начатое в VII-VIII веках нашей эры, приносит изменения в составе, форме и звуке.
После 313 года, когда церковь получила право на легальное существование в Римской Империи от императора Константина Великого, появилась необходимость внедрения специального музыкального инструмента, который должен созывать верующих в новые культовые заведения или в церкви, которые строились в то время повсюду.
Первые колокола в восточных церквях были внедрены начиная со второй половины IX века, после того как додж Венеции Урсус подарил первые колокола византийскому королю Михаилу III. Отсюда из Константинополя колокола распространились постепенно и в другие православные церкви, в особенности после принятия православия некоторыми славянскими народностями. Из Византии колокола дошли и до румынских медиевальных княжеств.
К примеру, в старинном румынском местечке Диноджеция (сегодня Гарвэн), на северо-западе Доброджи, недалеко от городов Галаць и Брэила, были найдены остатки бронзового колокола датированного как самого старинного на территории Румынии и который был определён археологами как принадлежащего X-XI векам.
Если верить австралийскому изданию "The Age", примерно в 1918 году в Румынии существовал колокол, который сегодня находится в Австралии и который имеет респектабельный возраст примерно в 1700 лет. Согласно одной легенде, колокол принадлежал изначально одной румынкой церкви в 320 году нашей эры. Колокол остался в Румынии и при турецкой окупации, когда в 1410 го-ду церковь была превращена в москею. Позже, после разрушения церкви в результате бомбардировки союзными войсками в Первой Мировой Войне, английские солдаты вытащили колокол из руин и закопали на одном из пляжей Болгарии. Группа австралийских солдат раскопали его и тайно перенесли на морское судно "Мелара", которое шло на Сидней. По прибытию судна колокол был конфискован властями и передан в антиквариат города Брисбан, который подарил его одной церкви. Австралийцы считают данный колокол как самый старинный в мире.
К сожалению, исторические волнения сделали так, что многие произведённые или существующие колокола на территории Румынии исчезли. Малое использование колоколов в прикарпатских румынских княжествах Молдовы и Румынии, определённое слабым развитием их производства, объ-ясняется некоторыми исследователями нехваткой сырья и отсутствием специализированных мас-терских. Существование этих мастерских ассоциировалось с душевным спокойствием и миром, то что не хватало румынскому народу из-за частых иностранных нападений и войн, которые велись в этой зоне, в результате которых оставались только руины.
Другая версия, предложенная историками, объяснялась предосторожностью воевод в развитии индустрии извлечения ископаемых чтобы этим самым не повышать дань принесённую туркам.
Первые колокола использованные в Молдове и Румынском княжествах были отлиты в Трансильвании или в местных мастерских иностранными мастеровыми из Польшы или России.
Существующие ныне колокола в Молдове датированы второй половиной XV-го века. Известны два колокола из этого периода, отлитые в 1385 и 1395 годах, которые были предназначены церк-вям монастырей Котмеана и Козия. В 1413 году для Монастыря Котмеана отливается ещё один колокол. Другой колокол был отлит в 1497 году для Монастыря Бистрица.
Надписи на этих колоколах говорят о тех кто подарил их, но к сожалению зачастую нельзя найти имена тех кто отлил.
Так, на самом старом колоколе, сохранённом до наших дней, отлитым в 1385 году для Монастыря Котмеана, написано, что "сей колокол был подарен Воеводом Ион Дан и отлит на деньги бояра Драгомира, сына священика Драгомира". На колоколе отлитом для Монастыря Козия, построенного воеводом Мирчя чел Бэтрын (1386-1417), видно только число отлития: 4 апреля 6903 (1395). На втором колоколе, отлитом для Монастыря Котмеана в 1413 году, находим и имя мастерового отлившего колокол.
Епископия из Романа получила в подарок два колокола, также и монастыри Бистрица, Неамц и Воронец. Знаменитые колокола "Буга" и "Благовестник" были подарены Стефаном Великим - последний в 1490 году, во время архимадрита Монастыря Путна, Паисия Малого. В Епископии Романа на колоколе подаренном Стефаном Великим в 1477 (6998) году, мы видим только имя воеводы подарившего колокол, а год отлития и имя мастерового - отсутсвуют.
Один из колоколов подаренных Стефаном Великим Монастырю Путна в 1482 году разбился почти через три века, в 1760 году, позже перелитом первый раз в 1761 году (2 июня), а второй раз в 1818 году. В Монастыре Неамц находился колокол, сохранивщийся до 1862 года, подаренный Стефаном Великим в сентябре 1485 года, на котором мы находим его имя. Стефан Великий подарил Монастырю Вэратик в 6996 (1488) году, 5 мая, два колокола разных величин, на которых находим, также его имя, но отсутствует имя литейщика.
В Монастыре Бистрица сохранились два колокола, подаренных Стефаном Великим, первый отлитый в 1490 году, на котором отсутствуют имя подарившего и отлившего колокол, а второй отлитый в 1494 (7002) году, 25 июля, находится имя воеводы (рис. 1).
Рис. 1. Колокола Монастыря Бистрица (Молдова) отлитые в:
а - 1490 году; б - 1494 году.
Надписи на колоколах, сохранившиеся со времён Стефана Великого, написаны на старославянском языке, за исключением колокола отлитого в 1490 году, сохранившегося в Монастыре Бистрица (Молдова), имеющего надпись на латинском языке.
Из колоколов, сохранившихся в Румынском княжестве в разных церквях и монастырях, датированных второй половиной XV-го века, можно отметить два больших колокола Монастыря Бистрица. Надписи на них идентичны и говорят о подаривших их, год изготовления, 7005 (1497), год создания монастыря.
Самый показательный колокол, происходящий из церкви села Булч (уезд Арад), который ныне находится на постоянной выставке Национального Музея в Будапеште, был отлит в 1468 году. Его удлинённая форма напоминает о колоколах XIII-го века: высота 0,666 м, а вес примерно 260 кг. Колокол свидетельствует о высоком искусстве его изготовления, отлит из качественной бронзы и имеет чёткие и выраженные узоры и надписи.
Другой музейный колокол происходит из города Герла и датирован 1496 годом, который был демонтирован из звонницы, в результате превращения церкви в гражданское здание.
Следующий ценный колокол происходит из села Аврэмешть (уезд Харгита), отлитый в специфичной манере XIV-XV веков (не известно когда и кем), имеет высоту 0,535 м и вес - 515 кг. Также в Монастыре Рэкитоаса (Молдова) находится колокол отлитый в городе Брашов в XIV веке, соответственно в 1505 году. Этот колокол один из самых старых сохранившихся в молдавских церквях и монастырях.
В Монастыре Путна, в Молдове, сохранились два колокола, знаменитые "Ушерул" и "Силнан", подаренные Петром Рарешом в 1530 (7038) году, для своего поминовения и своих родителей, со-гласно надписям на них. На колоколе "Ушерул" весом в 1150 кг, находится имя подарившего (Петру Воевод) и год отливки - 1530. В 1585 году этот колокол был перелит. На колоколе "Силнан" весом в 850 кг также имеется надпись, где указано имя подарившего и год изготовления: 1530 (7038) год, 6 июля. На обоих колоколах надписи на славянском.
В Монастыре Берзунц (уезд Бакэу) находится колокол отлитый в 1570 году, имеет надпись на польском языкегде указано имя подарившего и год изготовления. Также на польском языке надпись на колоколе находящегося в Монастыре Святого Савы из города Яссы, из которой следует год изго-товления - 1570 год. Предполагается, что этот колокол был отлит в Польше. С другой надписи на славянском языке, написанной на другом колоколе Монастыря Берзунц, можно увидеть вес колокола и кому предназначался он - село Камена, Броди. Предполагается, что он был отлит в XIV веке.
В Монастыре Галата сохранился колокол подаренный Петром Воеводой, на котором указано имя мастерового и год изготовления 7087 (1579) год, 25 марта. Также в Монастыре Кэлуйу из Румынкого княжества сохранился колокол отлитый в 1588 году, на котором указаны имена пожертвоващих его, братья Бузешть соратники Михая Бестрашного в борьбе против турецкого ига. Колокол пожертвованный Стефаном Томша в 1614 году Монастырю Бырнова имеет надпись на славянском языке и указывает год изготовления: 7122 (1614), 5 мая.
Воевода Мирон Барновски при создании церкви "Усопшей Богоматери" в Яссах заказал колокол, который был закончен в 1628 (7136) году. Рядом с именем подарившего и годом изготовления написано и имя мастерового. Другой колокол, отлитый в 1651 году по приказу воеводы Матей Баса-раб, храниться в Монастыре Тисмана.
Самый старый колокол, отлитый в сельской мастерской, датированный 1557 годом, имеет маленькие размеры - высота 0,28 м. Из той же категории можно отметить колокола из села Симонешть и Бискрикань (уезд Харгита), отлитые в 1576 и соответственно 1518 годах, оба имеющие размеры чуть больше предыдущего. К тому же списку можно отнести и колокол из села Сынмиклэушь (уезд Алба) высорта которого составляет 0,62 м.
Из колоколов отлитых в городских мастерских можно отметить колокол из г. Рупеа, датированный 1627 годом, который имеет высоту 0,765 м, отлитый из качественной бронзы. Данный колокол, согласно надписи, был изготовлен в мастерской города Брашов, в которой в течении 1627-1643 годов занимались литьём культовых предметов.
В 1451 году женский Монастырь "Усопшей Богоматери" из города Сучеава был освобождён от уплаты дани и одарён землями государем Александрел Воевод II-м. Из полученных доходов руководство монастыря заказало в Одессе "колокол с мощным ледовым голосом, чтобы было слышно во всём уезде Сучеава". Позже, в 1800 году, колокол был заменён другим, тоже с "ледяным голосом" отлитом на пожертвования верующих (рис. 2).
Рис. 2. Серебрянный колокол церкви "Усопшей Богоматери" из Сучеавы
При изучении исторических материалов появляются трудности, когда идёт речь об установлении размеров и веса колоколов, при которых необходимо вести замеры и взвешивание. Большинство бронзовых колоколов из румынских церквей имели грустную участь. В прошлых веках, во время войн, многие колокола были перелиты в бронзовые пушки. К примеру, так произошло во время Первой Мировой Войны, когда австро-венгерские власти приказали изъять все колокола из румынских церквей Трансильвании и Баната.
После окончания русско-турецкой войны (1826-1829), в 1830 году, согласно приказу командования 4-й русской армии, Румынская Церковь получила турецкие пушки для изготовления бронзовых колоколов. Один из колоколов из этих пушек был отлит в Яссах при Митрополии. Из этих же пушек был отлит колокол для церкви Святых Архангелов в г. Брэила.
Нынешний колокол из Кафедрального Собора г. Бухарест считается самым большим из Румынии (рис. 3). Он имеет 3,41 м высоты и 1,96 м нижний диаметр и весит 8142 кг. Был отлит на одной литейной фабрике г. Будапешт и установлен 17 апреля 1888 года. В акте о передаче, выданным литейной фабрикой, написано: "Колокол имеет тональность Фа грубой октавы и приятен на слух, как не найти другого". В тихие вечера его звон можно услышать издалека.
Рис. 3. Колокол Кафедрального Собора г. Бухарест
Старый колокол Митрополии Бухареста был использован из 1713 года. Изучение надписи на нём поднимает множество вопросов. Надпись неясна, в некоторых местах стёрта временем и требует осторожного обращения.
Настоящие предметы искусства, перечисленные выше колокола, являются доказательством мастерства древних мастеровых нашей страны.
Литература
1. C.A. Stoide. Despre clopote si clopotei in tarile romane, sec. XIV-XIX, Glasul Bisericii, nr. 7-8, 1979
2. E. Gluck. Clopote de muzeu, Magazin istoric, nr. 3, 1978
3. *** marele clopot, Tribuna Romaniei, nr. 289, 1985
4. www.formula-as.ro/449as/spiritualitate.htm
Дата публикации: 22.03. 2005 г. |
|