irmy
цитировать
Зарегистрирован: 10.02.2005 Сообщения: 1663
|
Человек в подводном мире | Добавлено: Ср Мар 30, 2005 11:21 pm |
|
|
Отрывок из книги Дж. Дагана "Человек в подводном мире"
Появление подводных судов предвидели многие: Роджер Бэкон в XIII веке, Леонардо да Винчи, который говорил, что никому не раскроет тайны этого изобретения, ибо люди обязательно обратят подводные корабли во зло, и Матушка Шиптон (Легендарная средневековая предсказательница, пророчества которой приведены в ее жизнеописании, вышедшем в Англии в 1677 году), предсказывавшая триста лет тому назад, что «Будут люди под водой Ездить, спать и говорить».
В 1505 году шведский историк Олаф Магнус, посетив собор в Асле, увидел там два удивительных трофея, привезенных королем Хоконом из набегов на гренландские поселения. Это были подводные лодки, сделанные из тюленьих шкур. Каждая из них вмещала трех человек. Как говорили, в этих лодках гренландцы во время переговоров с европейскими купцами подбирались под водой к их кораблям и просверливали в корпусах отверстия, что сразу повышало их шансы на выгодную сделку.
Идея подводных судов часто приходила в голову людям, чья страна подвергалась экономической блокаде или терпела военное поражение. В середине XVII века один французский путешественник описывал, как русские казаки атаковали корабли Блистательной Порты в подводных лодках, сделанных из воловьих шкур. В лодке помещалось до сорока гребцов, которые дышали через камышинки. Двести лет спустя в Америке во время войны Севера с Югом южане, оказавшись в подобном положении, сооружали примитивные подводные галеры. Около 1620 года голландец Корнелиус ван Дреббель построил действующую подводную лодку; таким образом, Матушка Шиптон оказалась пророчицей постфактум. Дреббеля считают создателем первой настоящей подводной лодки. Это был мыслитель, попавший за свои убеждения в тюрьму. Он эмигрировал в Англию и стал там воспитателем детей короля Якова I. Он был другом великого физика Роберта Бойля и епископа Джона Уилкинса, осмелившегося опубликовать «Рассуждение в доказательство того, что наша Земля является лишь одной из многих планет» — труд, в котором ученый доказывает очевидные вещи, чтобы нанести удар невежеству.
«Подводная галера» Дреббеля, рассчитанная на двенадцать гребцов, была снабжена выведенной на поверхность дыхательной трубой, в которую воздух нагнетался при помощи мехов. Лодка опускалась в Темзе на глубину 12 футов. Во времена короля Якова ее считали замечательной технической новинкой. В течение десяти лет на ней предпринимались поездки между Гринвичем и Вестминстером и она служила одновременно доказательством научного прогресса и увеселительным судном. Однажды даже сам король рискнул совершить прогулку в зловонных водах Темзы. Команда судна и пассажиры проводили в лодке по несколько часов (она могла двигаться по течению со скоростью четырех миль в час и против течения — двух миль), что было возможно благодаря таинственному веществу, освежавшему воздух внутри судна. Дреббель называл это вещество «квинтэссенцией воздуха». Как нам известно, ни Дреббель, ни Бойль не знали, что кислород составляет '/s часть атмосферы. Четыре поколения людей прожили после них на земле, прежде чем стала известна эта истина.
ГЛАВА 5. Разумный кит. |
|