Форумы у Лирика

Список форумов Форумы у Лирика
 АльбомАльбом   FAQFAQ   ПоискПоиск   Правила форумаПравила   Для тех, кто в БАНеСейчас в БАНе 
 РегистрацияРегистрация   ВходВход 
"Штрафбат" глазами историка

Эту тему просматривают:зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 0
Зарегистрированные пользователи: Нет
На страницу 1, 2, 3  След.
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Форумы у Лирика -> Современная история
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Север
Гость
цитировать






Сообщение "Штрафбат" глазами историка  |    Добавлено: Пн Окт 11, 2004 11:49 am Ответить с цитатой

http://grani.ru/Culture/Cinema/m.77884.html

Сначала я хочу рассказать, как обстояло дело с штрафниками в действительности. Положение о штрафных частях, разработанное на основе печально знаменитого сталинского приказа #227, было утверждено заместителем наркома обороны Георгием Жуковым 26 сентября 1942 года. Тогда же и начали реально формироваться штрафные батальоны и роты. Срок пребывания в них составлял от 1 до 3 месяцев. В батальон направлял командир дивизии или бригады, в роты – командир полка. В батальоне было 800 человек, в роте – 150-200. В батальоны направляли провинившихся офицеров, в роты – рядовых и сержантов. Они лишались всех званий и наград, получая новое звание – рядовой штрафной роты (или батальона).

После трехмесячного пребывания в штрафбате, или боевого ранения, или подвига, удостоенного правительственной награды, судимость с наказанного снималась, ему возвращались звание и награды и он направлялся обратно в свою часть. В фильме рядовой Савелий Цукерман, будучи дважды раненым, все равно возвращается в свой штрафбат. Это чистая фантастика. Но, по-видимому, для режиссера важно было показать, что никто из штрафников живым не покидает ряды своего батальона: это символизирует обреченность героев.

В штрафных частях все командиры и комиссары (с октября 1942 года - замполиты) назначались из "законопослушных" военных, так что штрафник Твердохлебов никак не мог командовать штрафным батальоном (а в последней серии даже бригадой). Согласно положению о штрафных батальонах и ротах действующей армии, командир и военный комиссар батальона пользовались по отношению к штрафникам властью командира и комиссара дивизии, то есть могли расстреливать на месте за неисполнение приказа, а также представлять к наградам и проводить награждения.

Командир и комиссар отдельной армейской штрафной роты пользовались властью командира и комиссара полка. Кроме кадровых офицеров, в штрафные части командовать отделениями назначались сержанты из кадрового состава армии. Иногда на должности командиров отделений (не офицерские) могли назначаться и сами штрафники, которым тогда присваивалось звание ефрейтора или сержанта.

Всему постоянному составу штрафных частей сроки выслуги в званиях по сравнению с командным, политическим и начальствующим составом строевых частей действующей армии сокращались наполовину. Кроме того, каждый месяц службы в постоянном составе штрафной части засчитывался при назначении пенсии за шесть месяцев.

Любопытно, что до августа 1943 года трибуналы порой направляли в штрафные части и женщин, но потом Наркомюст издал секретную директиву, признавшую такую практику ошибочной.

Штрафные части Красной Армии существовали с сентября 1942 по май 1945 года. Согласно архивным отчетно-статистическим документам, численность их переменного состава (собственно штрафников) составляла: в 1942 году - 24 993 человека, в 1943-м - 177 694, в 1943-м - 143 457, в 1945-м - 81 766 человек. Таким образом, через штрафные батальоны и роты, составленные из солдат и офицеров действующей армии, за всю войну прошло, по официальным данным, около 428 тыс. человек. Однако эти цифры представляются заниженными. К тому же они не учитывают штрафников из числа бывших заключенных, которые появились на фронте даже раньше, чем, так сказать, "официальные". Константин Рокоссовский писал в мемуарах, как к нему на Брянский фронт еще в июле 1942 года прибыла бригада, состоявшая из бывших заключенных. Как спокойно сообщает маршал, использовалась эта бригада почти исключительно для разведки боем, то есть практически направлялась на верную смерть. С учетом штрафников-зэков специалисты Института военной истории оценивают общее число штрафников в 1,5 млн человек, но, возможно, и эта величина занижена.

Сколько именно штрафников погибло, неизвестно до сих пор, но учитывая, что, по моей оценке, общее число погибших среди всех призывников составляет не менее 60 процентов, штрафников должно было погибнуть никак не менее двух третей. По имеющимся официальным данным, в 1944 году среднемесячные потери переменного состава штрафных частей составили 10 506 человек, постоянного - 3685 человек. Очевиден значительный недоучет потерь переменного состава, то есть собственно штрафников. Ведь соотношение между переменным и постоянным составом в штрафной роте или батальоне составляло не 3:1, а примерно 10:1. Просто потери кадровых офицеров и сержантов штрафных частей считали более или менее точно, а потери штрафников – как бог на душу положит.

В фильме Николая Досталя есть еще целый ряд условностей. Освобожденные из лагерей уголовники попадали в штрафные части, но никогда не могли оказаться в одном батальоне или роте с разжалованными офицерами или красноармейцами. А вот политических заключенных (т.е. осужденных по 58-й статье) в штрафные части не посылали никогда, как неблагонадежных. Кстати, никогда не попадали в штрафбаты особисты-смершевцы. Если трибунал не присуждал их расстрелу, то людей Абакумова отправляли в тыл – в лагерь или в тюрьму. "Особистов" считали носителями особо важных государственных секретов и в штрафбаты не посылали (да и не провинившихся особистов на передовую тоже не отправляли, так что случай в фильме с майором Харченко и его подчиненными в реальности не мог иметь места). И уж вряд ли штрафникам поручили бы прочесывать освобожденный от немцев город в поисках власовцев и других пособников врага. Но в фильм важно было ввести власовскую тему, и это было сделано, хоть и несколько неуклюжим образом.

Все это, разумеется, знали автор сценария Эдуард Володарский и режиссер Николай Досталь - документы-то они читали. Неслучайно в конце фильма приводится список штрафных частей Красной Армии. Но сознательно пошли на условность, сведя в одном штрафбате и разжалованных солдат и офицеров, и освобожденных, и политических, и даже православного священника, открыто проповедующего слово Божие(в реальности его проповедь не продлилась бы больше получаса – пока не стукнули в "Смерш"). Штрафбат – это как бы модель всей России в миниатюре. И в фильме правильно показано, что власть рассматривала весь народ как пушечное мясо, и победа была достигнута этими людьми, одновременно и сильными, и слабыми. Сильными – потому что сражались в нечеловеческих условиях, слабыми – потому что допустили, что с ними так обходились.

В заключение отмечу для любопытствующих еще ряд неточностей (или условностей) в фильме. Вор-законник, которого играет Юрий Степанов, похудевший для этой роли на 31,5 килограмма, вспоминает, как в прошлом зарезал при ограблении кассира. Для настоящего законника такое сделать западло. Вор в законе не должен проливать кровь. Для этого есть шестерки.

В одном из боев штрафникам из резерва армии придают батарею "сорокапяток". Но дело происходит в 1943 году. Тогда даже в резерве дивизии были 76-мм орудия. 45-мм пушки уже были почти бесполезны, так как не пробивали броню модернизированных немецких танков. Но именно "сорокапятка" сохранилась в народной памяти как пушка, спасавшая пехоту от вражеских танков в 41-м и 42-м, и поэтому сценарист и режиссер ввели ее в свой фильм. Кстати, у немцев вообще не было отдельных танковых полков, и поэтому они никак не могли находиться в резерве армии.

Также недостоверен эпизод с продовольственным складом, в попытке захватить который бессмысленно гибнут штрафники. На самом деле немецкая армия на Восточном фронте снабжалась крайне плохо, так что солдаты подметали в деревнях кур и яйца, а кружок копченой колбасы шел как деликатес (об этом пишет в мемуарах фельдмаршал Манштейн). И никак не могло немецкое командование забыть о стратегическом продовольственном складе, обслуживающем нужды всей группы армий "Центр". И не могли там храниться ром и другие деликатесы, а уж тем более не могли сохраниться сосиски – за два года они бы давно протухли. Но Володарскому и Досталю важно было показать дьявольское искушение материальными благами, и символом такого искушения и стал огромный склад продуктов на нейтральной полосе. Недаром ведет штрафников к складу особист Харченко, которого в фильме прямо сравнивают с чертом.


Борис Соколов

07.10.2004
Вернуться к началу
Север
Гость
цитировать






Сообщение  |    Добавлено: Пн Окт 11, 2004 1:47 pm Ответить с цитатой

http://www.vif2ne.ru/nvk/forum/0/0.htm

Справка ОО НКВД СТФ в УОО НКВД СССР
о деятельности заградительных отрядов
Сталинградского и Донского фронтов
[Не ранее 15 октября] 1942 г.
В соответствии с приказом НКО № 227 в частях действующих в Красной Армии по состоянию на 15 октября с. г. сформировано 193 заградительных отряда. Из них в частях Сталинградского фронта сформировано - 16 и Донского - 25, а всего 41 отряд, которые подчинены Особым отделам НКВД армий.

Заградительными отрядами с начала их сформирования (с 1 августа по 15 октября с.г.) задержано 140755 военнослужащих, сбежавших с передовой линии фронта.

Из числа задержанных:
арестовано 3980 человек,
расстреляно 1189 человек,
направлено в штрафные роты 2776 человек,
штрафные батальоны 185 человек,
возвращено в свои части и на пересыльные пункты 131094 человека.

Наибольшее число задержаний и арестов произведено заградительными отрядами Донского и Сталинградского фронтов.

По Донскому фронту задержано 36109 человек,
арестовано 736 человек,
расстреляно 433 человека,
направлено в штрафные роты 1056 человек,
штрафные батальоны 33 человека,
возвращено в свои части и на пересыльные пункты 32933 человека.

По Сталинградскому фронту задержано 15649 человек,
арестовано 244 человека,
расстреляно 278 человек,
направлено в штрафные роты 218 человек,
в штрафные батальоны 42,
возвращено в свои части и на пересыльные пункты 14833 человека.

Следует отметить, что заградительные отряды, и особенно отряды на Сталинградском и Донском фронтах (подчиненные особым отделам НКВД армий) в период ожесточенных боев с противником сыграли свою положительную роль в деле наведения порядка в частях и предупреждения неорганизованного отхода с занимаемых ими рубежей, возвращения значительного числа военнослужащих на передовую линию фронта.

29 августа с.г. штаб 29 стр. дивизии 64 армии Сталинградского фронта был окружен прорвавшимися танками противника, части дивизии потеряв управление в панике отходили в тыл.

Действующий за боевыми порядками частей дивизии заградотряд (начальник отряда лейтенант госбезопасности Филатов), приняв решительные меры, приостановил отходящих в беспорядке военнослужащих и возвратил их на ранее занимаемые рубежи обороны.

На другом участке этой дивизии противник пытался прорваться в глубь обороны. Заградотряд вступил в бой и задержал продвижение врага.

14 сентября с.г. противник предпринял наступление против частей 399 стр. дивизии 62 армии, несших оборону города Сталинграда. Бойцы и командиры 396 и 472 стр. полков в панике стали отходить, оставляя рубежи.

Начальник заградотряда (мл. лейтенант госбезопасности Ельман) приказал своему отряду открыть огонь над головами отступающих. В результате личный состав этих полков был остановлен, и через 2 часа полки заняли прежние рубежи своей обороны.

20 сентября с.г. противник занял восточную окраину Мелеховской. Сводная бригада под натиском противника начала самовольный отход на другой рубеж. Действиями заградотряда 47 армии Черноморской группы войск в бригаде был наведен порядок. Бригада заняла прежние рубежи и по инициативе политрука роты этого же заградотряда Пестова, совместными действиями с бригадой противник был отброшен от Мелеховской.

В критические моменты, когда требовалась поддержка для удержания занимаемых рубежей, заградительные отряды вступали непосредственно в бой с противником, успешно сдерживали его натиск и наносили ему потери.

13 сентября сего года 112 стр. дивизия под давлением противника отошла с занимаемого рубежа. Заградотряд 62 армии под руководством начальника отряда (лейтенанта госбезопасности Хлыстова) занял оборону на подступах к важной высоте. В течение 4-х суток бойцы и командиры отряда отражали атаки автоматчиков противника и нанесли им большие потери. Заградотряд удерживал рубеж до подхода воинских частей.

15-16 сентября с.г. заградотряд 62 армии в течение 2-х суток успешно вел бой с превосходящими силами противника в районе ж.д. вокзала г. Сталинграда. Несмотря на свою малочисленность заградотряд не только отбивал атаки противника, но и нападал на него, причинив ему значительные потери в живой силе. Свой рубеж отряд оставил только тогда, когда на смену подошли части 10-й стр. дивизии.

Отмечено ряд фактов, когда заградительные отряды отдельными командирами соединений использовались неправильно. Значительное число заградотрядов направлялось в бой наравне с линейными подразделениями, которые несли потери, вследствие чего отводились на переформирование, и служба заграждения не осуществлялась.

19 сентября с.г. командование 240 стр. дивизии Воронежского фронта одной из рот заградотряда 38-й армии дало боевое задание очистить рощу от группы немецких автоматчиков. В боях за рощу эта рота потеряла 31 человека, из них убитыми 18 человек.

Заградительный отряд 29-й армии Западного фронта, будучи в оперативном подчинении у командира 246 стр. дивизии, использовался как строевая часть. Принимая участие в одной из атак, отряд из 118 человек личного состава потерял убитыми и ранеными 109 человек, в связи с чем заново формировался.

По 6-й армии Воронежского фронта согласно приказу Военного совета армии 2 заградительных отряда 4-го сентября с.г. были приданы 174 стр. дивизии и введены в бой. В результате заградотряды в бою потеряли до 70% личного состава, оставшиеся бойцы этих заградотрядов были переданы названной дивизии и таким образом расформированы. 3-й отряд этой же армии 10 сентября с.г. был поставлен в оборону.

В 1 -и гвардейской армии Донского фронта по приказу командующего армией Чистякова и члена Военного совета Абрамова, 2 заградительных отряда неоднократно направлялись в бой, как обыкновенные подразделения. В результате отряды потеряли более 65% личного состава и впоследствии расформированы.

В связи с этим приказ Военного совета фронта о передаче 5-ти заградительных отрядов в подчинение 24-й армии не выполнен.

Казакевич
ДА ФСБ РФ, ф. 14, от. 4, д. 386, л. 22-24 (копия)
Вернуться к началу
Nestor

цитировать



Зарегистрирован: 26.08.2004
Сообщения: 719

Сообщение  |    Добавлено: Пн Окт 11, 2004 2:01 pm Ответить с цитатой

А кто спорит? Разве фильм научно-популярный? Из документов там приведены только наименования штрафных подразделений, и все.
_________________
С уважением, Нестор
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Север
Гость
цитировать






Сообщение  |    Добавлено: Пн Окт 11, 2004 2:06 pm Ответить с цитатой

Nestor писал(а):
А кто спорит? Разве фильм научно-популярный? Из документов там приведены только наименования штрафных подразделений, и все.


фильм пропагандисткий, только и всего...
берет тем, что все устали от зарубежной дребедени...

задачу этой пропаганды ещё раз подсказать?
Вернуться к началу
Nestor

цитировать



Зарегистрирован: 26.08.2004
Сообщения: 719

Сообщение  |    Добавлено: Пн Окт 11, 2004 2:40 pm Ответить с цитатой

Север писал(а):
фильм пропагандисткий, только и всего...
берет тем, что все устали от зарубежной дребедени...
задачу этой пропаганды ещё раз подсказать?


А какой фильм лучше? Можно посмотреть "Трактористы", "Кубанские казаки" или "Падение Берлина".
Лично я увидел в "Штрафбате" чистую патриотическую струну.
Об истории войны и штафбатов - советую потщательнее изучить историю подготовки и проведения Корсунь-Шевченковской наступательной операции.

Можно, конечно, считать, что войну выиграл полководческий гений отца всех народов и преимущество советского государственного и общественного строя. Можно считать, что войну выиграл советский солдат-мученик. В зависимости от этого и оценивать "Штрафбат" - как клеветнические измышления, позорящие советский государственный строй, или попытку (далеко не первую) показать жизнь на войне простого человека, поставленного в нечеловеческие условия войны (других условий на войне не бывает. Если, конечно, не смотреть на нее из теплого кабинета.)
_________________
С уважением, Нестор
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Север
Гость
цитировать






Сообщение  |    Добавлено: Пн Окт 11, 2004 2:58 pm Ответить с цитатой

Nestor писал(а):
Лично я увидел в "Штрафбате" чистую патриотическую струну.


посмотрите Горячий снег, Они сражались за Родину, или Судьба человека и Люди и звери.

впрочем каждый выбирает для себя, с вашим выбором давным давно все ясно.
Вернуться к началу
Nestor

цитировать



Зарегистрирован: 26.08.2004
Сообщения: 719

Сообщение  |    Добавлено: Пн Окт 11, 2004 3:07 pm Ответить с цитатой

Север писал(а):
Nestor писал(а):
Лично я увидел в "Штрафбате" чистую патриотическую струну.


посмотрите Горячий снег, Они сражались за Родину, или Судьба человека и Люди и звери.

впрочем каждый выбирает для себя, с вашим выбором давным давно все ясно.


Смотрел. Фильмы хорошие. На мой взгляд - лучше, чем "Штрафбат".
Не считая "Люди и звери" - первоисточники лучше - опять же на мой взгляд.
Только там можно те же недостатки по достоверности найти. Особенно много их в "Горячем снеге". Опять же чисто технические - невозможно показать войну такой, какая она есть - не зрелищно.
Опять же не хочу проверять их соответствие исторической правде - оцениваю только эмоциональное воздействие.
У вас уж больно по пословице получается - "сегодня слушает он джаз, а завтра Родину продаст!". Хорошая музыка, кстати.

С вашим выбором тоже давно все ясно.
Мой выбор хотя бы в России.
_________________
С уважением, Нестор
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Север
Гость
цитировать






Сообщение  |    Добавлено: Пн Окт 11, 2004 3:35 pm Ответить с цитатой

Nestor писал(а):
У вас уж больно по пословице получается - "сегодня слушает он джаз, а завтра Родину продаст!". Хорошая музыка, кстати.

С вашим выбором тоже давно все ясно.
Мой выбор хотя бы в России.


господа в Париже?

и что вам, где она Россия?
по какой предел...?

2-3 км в радиусе?

дальше то вы понятия не имеете что ...
Вернуться к началу
Nestor

цитировать



Зарегистрирован: 26.08.2004
Сообщения: 719

Сообщение  |    Добавлено: Пн Окт 11, 2004 4:29 pm Ответить с цитатой

Цитата:

господа в Париже?


Это к чему?

Цитата:

дальше то вы понятия не имеете что ...


Надо думать, вы имеете понятие? При этом другим в этом понятии отказываете по определению?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Север
Гость
цитировать






Сообщение  |    Добавлено: Пн Окт 11, 2004 4:34 pm Ответить с цитатой

Nestor писал(а):
Цитата:

господа в Париже?


Это к чему?


к вашим намекам...

Цитата:
Цитата:

дальше то вы понятия не имеете что ...


Надо думать, вы имеете понятие? При этом другим в этом понятии отказываете по определению?


другим нет...
вам да, но не по определению, а по результатам годового общения...
пардон, другого мнения о вас сложить не удается...
Вернуться к началу
Axyx
Гость
цитировать






Сообщение  |    Добавлено: Пн Окт 11, 2004 7:11 pm Ответить с цитатой

Уважаемый Nestor! Не зависимо от того, кто в Париже, а кто в Кологриве, статьи, приведённые Севером в начале темы, правдивые? Правдивые.
А фильм (я его не видел), судя по описанию,- фальшивка? Фальшивка.
Не помню кто сказал, что полу-правда хуже правды. Так оно и есть. Фильм будет признан историческим, по нему обыватели будут "познавать историю" (как сегодня судят о Наполеоне по "Войне и миру"). И будут уверены, что так всё и было.
Вернуться к началу
Nestor

цитировать



Зарегистрирован: 26.08.2004
Сообщения: 719

Сообщение  |    Добавлено: Вт Окт 12, 2004 10:20 am Ответить с цитатой

Axyx писал(а):
Уважаемый Nestor! Не зависимо от того, кто в Париже, а кто в Кологриве, статьи, приведённые Севером в начале темы, правдивые? Правдивые.
А фильм (я его не видел), судя по описанию,- фальшивка? Фальшивка.
Не помню кто сказал, что полу-правда хуже правды. Так оно и есть. Фильм будет признан историческим, по нему обыватели будут "познавать историю" (как сегодня судят о Наполеоне по "Войне и миру"). И будут уверены, что так всё и было.


1.Посмотрите фильм и решите сами.
2.Фильм не исторический (вообще не понимаю, что значит- исторический фильм). "Гамлет" - исторический фильм? Еще раз подчеркиваю - ни в одном фильме о войне нет полного правдоподобия - и оружие не соответствует, и тактика не соответствует, и форма одежды, и конкретные обстоятельства.
Самый простой пример - он касается и "штрафбата", и "Горячего снега", и "Они сражались за Родину" - техника - и наша, и противников. Все же понимают - это фильм, где соблюдение деталей не главное, и зачастую невозможное. И тактика - ну огневые не те, не на таких интервалах, и в атаку так не ходят - в полчаса всех бы поубивали.

Кстати, о самой красивой легенде - "на батарее не ждут снарядов уже" - от момента открытия огня (на дальности прямого выстрела) до подхода танка к огневой (это 300-600 м, в зависимости от местности ) проходит 3-4 минуты. Иногда больше, иногда меньше. Сколько выстрелов(прицельных) можно сделать из противотанкового орудия? С учетом того, что на каждую пушку приходится 3-4, иногда больше, танков?

Что же касается обывателей - они до сих пор судят по 17 году по фильму "Ленин в октябре", по гражданской войне - по фильму "Чапаев", по Отечественной - по фильму "Падение Берлина".
Кстати, это не первый фильм о штрафниках. Боюсь соврать - был фильм "Хуга".
_________________
С уважением, Нестор
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Axyx
Гость
цитировать






Сообщение  |    Добавлено: Вт Окт 12, 2004 5:44 pm Ответить с цитатой

Nestor писал(а):
"Гамлет" - исторический фильм?

Нет, "Гамлет" поставлен по художественному произведению - по пьесе Шекспира. Там нет исторических персонажей и исторических событий.
Но Ваш намёк понял. Только в качестве примера лучше было бы привести фильм "Борис Годунов" или "Александр Невский".

Nestor писал(а):
Все же понимают - это фильм, где соблюдение деталей не главное

А я не о деталях.
Я, судя по отзывам, об идее фильма: заград.отряды вместе с коммунистами - это гады. Войну выиграли на несчастных репрессированных невинных ангелах и попах.

Однако, только по отзывам судить нельзя. Поэтому не спорю.
Вернуться к началу
Север
Гость
цитировать






Сообщение  |    Добавлено: Ср Окт 13, 2004 10:44 am Ответить с цитатой

он в этом - весь нестор...
начал с того "какой правдивый фильм"
потом правдивость быстро съехала, теперь делает вид, что не знает что такое прапаганда, а фильм не более как чистое искусство..
Вернуться к началу
Север
Гость
цитировать






Сообщение  |    Добавлено: Ср Окт 13, 2004 10:45 am Ответить с цитатой

рецензия

http://www.livejournal.com/users/everstti_rymin/59766.html?#cutid1

Штрафбат. Досталь-Володарский. Либретто Кошкина. Обработка Рюмина

Посвящается Владимиру Георгиевичу Черкасову-Георгиевскому

Штрафбат прибыл на фронт, и его посылают в атаку. В силу того, что советские командиры имеют целью замочить как можно больше советских солдат, штрафников посылают в атаку не просто так, а по минному полю. Подонки-командиры мотивируют это тем, что сперва забыли про минное поле, а теперь вспомнили. Уточняется, что минное поле – вообще-то наше. Да. Помню, Некрасов в своих "В окопах Сталинграда" описывал, как им-де не западло было ночью снять мины в куда более сложных условиях, для того чтобы сделать проход для атаки. Но тут цель ясна, и о путях ее достижения решили не морочить головы.



Далее комбат сообщает своим троим ротным радостную новость. Ротные символизируют триединство настоящих-мужуков: белоказак, коммуноеврей и зекопахан. Ротные отказываются идти в атаку, мотивируя командира, командование вообще и коммунистов. Комбат говорит, что тогда их всех расстреляет НКВД. Зекопахан выдвигает свежую идею: надо перестрелять всех НКВДшников, потому что их меньше, чем немцев. Оказывается, зекопахан, замочивший на воле трех ментов и двух инкассаторов, совершенно искренне пошел защищать Родину, чтобы потом честно обнять старушку-маму, и крайне обижен таким отношением. Пусть не думают, будто честный зека вызвался добровольцем на фронт, чтобы сбежать - не таков наш советский вор в законе, чтобы прятаться от фронта. Тогда командир встает перед ними на колени и плачет, произнося слова про Родину, которую топчет враг. Все три ротных, которые только что выражали согласие быть расстрелянными НКВД, чтобы не мучиться долго, вдруг проникаются и встают на ноги, видимо, по контрасту с комбатом. Вместе они придумывают хитрый план, как утром повести свое войско в атаку. План заключается в совместном распитии нескольких канистр чистого спирта, каждому наливают от кружки до котелка (от 300 грамм до полулитра чистого спирта). Одновременно по-женски противоречивые советские командиры начинают долбить фашистские окопы кучами снарядов, чем повергают штрафников в пьянственное недоумение. Штрафников можно понять, их вроде бы собирались убить побольше, а тут вдруг такой расход ценного боеприпаса. По жизни, когда на фронте начинается наступление, и множество солдат начинает стрелять из пушек, реактивных установок, пулеметов, винтовок и кинжалов, а снаряды и пули летают и взрываются, все это сливается в сплошной гул, который не прерывается сутками. Не то, чтобы современные акустические средства не позволяют создать такие спецэффекты, но имеет место находка режиссера: артподготовка выглядит весьма пикантно - в полной тишине меланхолически бухают взрывпакеты и толовые шашки, томительный силянс зависает между соседними взрывами. Но наконец окосевшее войско начинает идти в атаку. Атака происходит в лучших традициях хьюмэн уэйв. И это добавляет жуткой реальности: передвижение после пол-литра чистого спирта - это, знаете ли...



Весь батальон, который до этого собрался из длинных траншей в некую яму, вылезает из ямы и все в той же тишине, прерываемой редкими хлопками взрывпакетов, идет в атаку формацией "пчелиный рой". Тут они начинают подрываться на минах и залегать. Тем временем, в тылу устанавливают многочисленные станковые пулеметы и молодой блондин в фуражке с синим околышем издевательски смотрит в бинокль. Часть штрафников начинает отползать, мотивируя это ранами. По ходу действия, потом будет подразумеваться, что некоторые действительно были ранены, но складывается полное впечатление, что они просто сачкуют. Отползшие встают во весь рост и не спеша бредут в тыл. Блондин потирает чисто вымытые руки и отдает долгожданную команду: "По врагам Родины! Блоха! Ха-ха-ха-ха! Из пулеметов! Очередями! Длинными! В голову! Хи-хи-хи-хи! Беспощадный огонь!" Команду, естественно, исполняют, штрафники падают, символизируя зверства режима. Блондин мочится на трупы, мерзко улыбаясь, а затем идет вставка: в тылу в это время топят на барже их жен и детей...



Тем временем, остальные герои лежат возле немецких окопов и вяло переругиваются. Дело в том, что большая часть не понимает, чего, собственно, им отсюда двигаться. Немцы по ним вроде бы не стреляют (Ни одного из залегших не убили не только немецкие, но и советские пулеметчики! Удивительно.). Но комбат опять мотивирует, что нужно идти вперед, и остальные ничего не могут возразить такому железного аргументу. Поэтому они оказываются в окопах и мочат немцев как собак. Рукопашная драка сделана хуже, чем в "Антикиллере", но лучше, чем в "Тимур и его команда". Драка сводится к тому, что время от времени в кадре появляются немцы, которых или душат, или забивают прикладами или расстреливают с двух рук - в правой парабеллум, в левой МП-40. Единственной отрадной сценой стало спокойное и деловитое уничтожение пулеметного гнезда аккуратным опусканием лимонки в амбразуру. После боя, поскольку пленных не взяли и делать больше нечего, бойцы грабят трупы и пьют шнапс, а другие бойцы это осуждают. Комбат, уже чуть не обнимаясь с паханом, велит собрать все фашистское оружие и потом говорит по телефону генералу, что отбил уже две атаки. Генерал обсуждает со своими офицерами детали предстоящего прорыва и сетует на то, что бредущих из атаки негуманно расстреляли.

В фильме-опере "Штрафбат в Берлине" женские роли будут исполнять Р. Литвинова, Л. Вайкуле, И. Дапкунайте и прочие кондулайнен.
Вернуться к началу
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Форумы у Лирика -> Современная история Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Имя
Сообщение

 
Перейти:  
Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей
Реклама:
-