Форумы у Лирика

Список форумов Форумы у Лирика
 АльбомАльбом   FAQFAQ   ПоискПоиск   Правила форумаПравила   Для тех, кто в БАНеСейчас в БАНе 
 РегистрацияРегистрация   ВходВход 
фрески Софии Киевской

Эту тему просматривают:зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 0
Зарегистрированные пользователи: Нет
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Форумы у Лирика -> Империя
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Север

цитировать



Зарегистрирован: 19.10.2004
Сообщения: 3653

Сообщение фрески Софии Киевской  |    Добавлено: Ср Мар 28, 2007 12:12 am Ответить с цитатой

как принято считать, на этой фреске изображены жена Ярослава Мудрого Ирины (а может Анны), она Ингигерда Шведская, и их дочери Анастасия Венгерская, Анна Французская и Елизавета Норвежская.



Лазарев В. Н. "Фрески Софии Киевской"
Портрет семьи Ярослава Мудрого


Цитата:
В результате последних открытий можно считать твердо установленным, что групповой портрет семейства Ярослава состоял не из одиннадцати фигур, зафиксированных на рисунке Вестерфельда, а из тринадцати — пяти дочерей, пяти сыновей, Ярослава, Ирины и находившейся в центре фигуры Христа, либо, если принять гипотезу некоторых ученых, фигуры византийского императора.

       Так как вопрос о том, кому подносил Ярослав модель возведенного им храма — Христу или византийскому императору,— является вопросом кардинальной важности, поскольку от того или иного его решения зависит наше понимание общего идейного замысла группового портрета, то мы остановимся на нем более подробно.

       [...] Остается совершенно непонятным, зачем Ярославу, почти всю свою жизнь враждовавшему с Византией, ведшему не далее как между 1043 и 1046 г. войну с нею, посадившему на митрополичью кафедру русского священника Илариона, наконец, настойчиво проводившему самостоятельную, независимую политику, понадобилось подносить модель возведенного им храма василевсу. Это противоречило бы всей реальной исторической обстановке.

       [...] Кому же в таком случае подносил он модель построенного им храма? Ответ на этот вопрос напрашивается сам собою — Христу, т. е. второму лицу святой Троицы, именуемому «Софией Премудростью Божией». Ему был посвящен киевский храм, его жизнь иллюстрирует христологический цикл центрального креста, с установленным им таинством связана тематика мозаик апсиды и фресок хор с их сложной символикой. Именно Христу и только Христу мог подносить Ярослав модель храма. Если бы этот храм был посвящен Богоматери, то не исключалась бы возможность, что перед ним восседала на троне Мария с младенцем. Но так как храм был посвящен Христу, то, следовательно, лишь его изображение было уместно в центре ктиторской композиции, становившейся тем самым органической частью всей росписи храма.

       Такое единственно мыслимое решение вопроса подтверждается и аналогиями с древнейшими из дошедших до нас ктиторских портретов: на фреске Нередицы (ок. 1246 г.) князь Ярослав Всеволодович подносит модель храма повернувшемуся к нему Христу, который благословляет его правой рукой, на поновленной фреске церкви Богоматери в Студенице (1208–1209 гг.) и на фреске церкви Спаса в Милешево (1230–1237 гг.) Богоматерь подводит ктиторов (королей Стефана Неманю и Владислава), держащих в левой руке модели храмов, также к Христу. Изображение восседающего на троне Христа мы находим и на недавно раскрытой мозаике в южной галерее храма Софии в Константинополе. Здесь император Константин Мономах и императрица Зоя подносят Христу апокомвий и пергаменный свиток с перечислением царских даров «великой церкви». Христос представлен сидящим во фронтальной позе на троне; правой рукой он благословляет, левая покоится на опертом о колено Евангелии. Так как фигура Христа относится к 1028–1034 гг., т. е. почти одновременна с мозаиками и фресками Софии Киевской, то имеются достаточно веские основания к тому, чтобы при реконструкции центрального звена ктиторской композиции в Софии Киевской ориентироваться на ее общий характер и, в частности, на ее силуэт. Этим путем мы и пошли, когда попытались восстановить первоначальный вид группового портрета семейства Ярослава. Восседавший здесь на троне Христос вряд ли поворачивался к Ярославу (как мы это видим на более поздних фресках Нередицы и Милешево), а скорее всего был представлен в строгой фронтальной позе, обращенным прямо к зрителю как на константинопольской мозаике). [...] Наилучше сохранившейся частью ктиторской композиции являются четыре фигуры на южной стене, изображающие дочерей Ярослава. Они представлены идущими вправо, по направлению к ныне разобранной западной стене. Обе правые фигуры держат в левой руке свечи, что придает процессии торжественно-ритуальный характер. Эти свечи, аналогии которым мы не находим ни в одной средневековой ктиторской композиции, были совершенно непонятными, если бы группа дочерей Ярослава приближалась к византийскому императору, и они становятся логичными, если вспомнить, что в центре группового портрета находилось изображение Вседержителя.

       [...] В отличие от изображений дочерей, портреты сыновей на северной стене сохранились очень плохо. М. К. Каргер полагает, что здесь могло уместиться не менее пяти фигур, однако это мало вероятно, так как композиция на северной стене должна была соответствовать четырехфигурной композиции на южном простенке. Обе композиции, несомненно, трактовались как панданы, фланкировавшие центральную часть всего группового портрета.

       [...] Изучение группового портрета [...] свидетельствует о силе и независимости киевского князя, приказавшего изобразить себя и свою супругу в коронах и в роскошных великокняжеских облачениях, близких к царским.

       [...] Групповым портретом семейства Ярослава была, по-видимому, завершена роспись центрального креста Софии Киевской. Без этой ктиторской композиции, вероятнее всего выполненной в 1045 г., когда еще ни одна из дочерей Ярослава не стала королевой, невозможно себе представить первое освящение церкви, относимое нами к 11 мая 1046 г. Изображение семьи Ярослава как бы увенчивало труды великого князя по возведению и отделке того храма, в котором должны были покоиться его останки. И оно, несомненно, внушало ему чувство гордости за все содеянное, тем более, что рядом с Ярославом и его супругой представлен был Христос — Вседержитель, выступавший их прямым покровителем.

       Ктиторская композиция Софии Киевской является на сегодняшний день уникальной. Хотя ее основной замысел и ее отдельные элементы восходят к византийским прототипам, было бы бесполезно искать ей среди средневековых памятников точной аналогии. Она настолько органично связана с архитектурой интерьера, что понять ее сделалось возможным только после реконструкции интерьера. [...]
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Реклама
irmy

цитировать



Зарегистрирован: 10.02.2005
Сообщения: 1663

Сообщение  |    Добавлено: Ср Мар 28, 2007 1:12 am Ответить с цитатой

Вот http://severr.livejournal.com/223194.html?mode=reply
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валентина

цитировать



Зарегистрирован: 14.09.2005
Сообщения: 208
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение  |    Добавлено: Ср Мар 28, 2007 7:13 pm Ответить с цитатой

Может быть Ингерда? Или Инкери?  
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Астрахань

цитировать



Зарегистрирован: 08.03.2006
Сообщения: 257

Сообщение Ключевые слова здесь  |    Добавлено: Сб Мар 31, 2007 12:39 am Ответить с цитатой

Как принято считать...

Страшненькая была НА САМОМ ДЕЛЕ история с этими фресками,в свое время меня она не на шутку вставила,где-то неделю после нее нехорошо было на душе...

Здесь чуть-чуть выложено,но все было совсем не так...памятник надо ставить покойному академику Солнцеву и его команде реставраторов...работали, пока работать не стало невозможно:

http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=5&chap=1&ch_l2=0

Кстати,сейчас внутри Софии Киевской выставлено уже ТРИ саркофага,один из которых украшен табличкой-"Саркофаг,вероятно принадлежавший Владимиру Мономаху".

А перед главным входом на одном из куполов вместо креста сохранилось Солнышко, как утверждают  Спецы, оччень древнее.

ЗЫ."Семью Ярослава"- в топку,естесственно...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Астрахань

цитировать



Зарегистрирован: 08.03.2006
Сообщения: 257

Сообщение Пожалуй,об этом стоит рассказать  |    Добавлено: Чт Апр 05, 2007 1:28 am Ответить с цитатой

Не называя источники информации...

...Началось все с того, что царь Николай Первый,считавший себя большим меценатом и любителем старины, в 1842 году решил посетить Киевские "святые места"...

В Успенском Соборе Печерской Лавры царь нос к носу столкнулся с "реставрационной командой" митрополита Филарета,которая  там как раз заканчивала "подновление" облупившейся стенописи 18 века, из-под которой можно было увидеть совсем другие фрески,разительно отличавшиеся от новодельных как по сюжету,так и по исполнению.

Царь метнулся в Главную Святыню-Софию Киевскую...а там уже все "подновлено"... Twisted Evil

Николай был "не при делах" и, как сообщается,просто ОЗВЕРЕЛ...

Первым делом был издан специальный Закон "против самовольных и безконтрольных реставраций"

Затем были внесены надлежащие изменения в Строительный Устав:

"Запрещается без высочайшего на то позволения приступать к каким-либо обновлениям в древних церквах и иных подобных местах...епархиальным архиереям указано следить,чтобы нигде,ни под каким предлогом,в древних церквах не допускалось НИ МАЛЕЙШЕГО ПРЕДЛОГА для восстановления,поновления либо изменения живописи либо других древностей,а всегда спрашивать на то разрешения Святого Синода"

Далее Николай вызвал к себе своего любимца,академика Федора Солнцева и повелел ехать в Киев и на месте во всем разобраться...

Вот биография этого честнейшего человека:

http://www.borok.ru/history/solncev.shtml

Что-то наверное есть в этом поселке Борок...сначала там жил Солнцев,а потом Морозов...

Академик честно отрапортовал царю о том,что весь Софийский собор покрыт старыми фресками и получил "добро" на их вскрытие.В 1843 году царь снова прибыл в Киев, ЛИЧНО осмотрел раскрытую старую стенопись,выслушал отчет Солнцева и в том же году комплекс мер по восстановлению собора был утвержден Синодом.

Полномасштабные работы начались в следующем, 1844 году и сразу же разгневанный митрополит Филарет помчался к царю. Сообщается,что между ними состоялся примерно такой разговор:

"Ваше Величество,если старая живопись собора будет восстановлена,то это вызовет вредные волнения у староверов.

Этого допустить никак не можно.

-Мне,владыка, ВСЕ РАВНО,как молятся..лишь бы молились. Ты любишь древности и я их люблю.Сейчас в Европе даже самую ничтожную древность любят и ценят. Мы сейчас живопись старинную восстанавливаем,а не потворствуем староверам. Не противься."


И понеслись от духовной особы во все инстанции донос за доносом....

"Мастер Фохт" ведь расчистил одних святых 225 изображений во весь рост, 108-в пояс и 25 больших композиций...

Затем иконописец Пошехонов начал добросовестно "один к одному" их восстанавливать и когда "в октябре 1849 г. митрополит Филарет, при очередном посещении Софийского собора, установил несоответствие формы написанного Пешехоновым креста его форме на первоначальной фреске с изображением «Сошествия во ад» ..на вопрос митрополита, почему Пешехонов так поступает, последний ответил: «не его — митрополита дело смотреть за возобновлением фресков, которое дело поручено ему Пешехонову св. Синодом и академиком Солнцевым»

.. Дальнейшее обследование деятельности (митрополитом Филаретом,естесственно)  Пошехонова показало, что он сам не работал, а вызвал «за дешевую цену самых грубых мужиков-раскольников из черниговских раскольничьих слобод, которые едва ли могут иметь понятие о древней византийской живописи»

В 1850 году усилиями митрополита бригаду Пошехонова удалось отставить от дела под предлогом дурного качества восстановленых изображений,но оказалось,что они уже успели восстановить более трети раскрытых фресок.

Их следовало переделать назад в соответствии с Каноном.

На место Пошехонова был назначен "свой" иеромонах Иринарх,тот самый,который перед этим "подновлял" Успенский Собор и так некстати попался на глаза царю. После повторного посещения царем Софийского Собора с этим человеком "что-то случилось", он "зазнался",перестал выполнять указания владыки и был им отстранен.

"В связи с этим обычно весьма сдержанный и осторожный в своих высказываниях П. Г. Лебединцев сообщает следующее небезынтересное сведение: «Предание гласит, что действительным поводом к устранению о. Иринарха было его своевольное обращение с фресковою живописью и упрямство, простершееся до нежелания подчиниться не только указаниям г. Солнцева, но и замечаниям просвещенного митрополита."

http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=5&chap=1&ch_l2=0

Далее картина последующего оперативного уничтожения софийских фресок бригадой священника Желтоножского хорошо известна.

В его подчинении находилось сразу сорок человек,которые за три года,с 1851 по 1853 г все аккуратно зарисовали...

"В правительственных кругах она вызвала чувство величайшего удовлетворения, что ясно дает о себе знать в нижеследующих «подытоживающих» словах протоиерея Скворцева: «Таким образом там, где были в древности фрески, но изгладились совершенно, написаны новые по примеру древних, и в немногих только местах, где нужны были целые картины многоличные, употреблено искусство новейшее. Причем, так как наибольшая часть фресковых образов найдена без обозначения имен святых, по соображению с так называемым Подлинником, написано по отвесной черте (по примеру древнему) каждому из лиц приличное имя. Где-же совсем не было фресков или они исчезли с древними стенами и сводами, там обновлена, большею частью, прежняя живопись, украшавшая собор до открытия фресков, и только изображения четырех соборов (4, 5, 6 и 7), так как на местах их найдены фрески, перенесены на свод в западной галерее при самих дверях». ..надписи имен святых, не сохранившиеся при их изображениях, были определены и подписаны, как выражается П. Г. Лебединцев, «более или менее вероятно по иконописному подлиннику» 2424 Там же, стр. 32.. Иначе говоря было допущено то самое безобразие, о котором эпически повествует и протоиерей Скворцев. В результате нашел себе место величайший произвол в определении имен святых. Так, например, около фигур дочерей Ярослава, ошибочно принятых в составленном Пешехоновым и епархиальным архитектором Спарре реестре фресковых изображений за фигуры мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви, были сделаны соответственные греческие надписи: Σοϕία, Πίστις, Ελπίς, Ἀγάπις ...

Аналогичные ошибки были, к великому сожалению, не исключением, а правилом. Поэтому новым греческим надписям нельзя доверять, поскольку они являются плодом досужего и легкомысленного творчества малограмотных иконописцев и не намного более искушенных в вопросах церковной археологии бюрократов из епархиального ведомства"
(ссылка та же)

Вот-вот..там так и написано было- "Дочери Ярослава", а всякие Пошехоновы да Солнцевы заблуждались ибо неграмотны были Mr. Green

Да-а кто у нас во всем виноват??

А вы догадайтесь с одного раза....

"Академик Солнцев,которому был поручено следить за раскрытием данной живописи...приезжая в Киев на короткое время лишь во время летних месяцев,при весьма малом знакомстве с археологией, не мог физически и морально выполнить возложенное на него поручение...Можем даже сказать,что древняя живопись Киево-Софийского собора пострадала дважды-первый раз,когда ее забелили штукатуркой,а второй раз при снятии ее слоев простыми людьми,занимавшимися исключительно поденной работой и не имеющих ни малейшего представления о какой-либо живописи,а тем более о фресковой...Мы лично видели,как под железными скребками этих площадных художников исчезали драгоценные изображения, которые пережили столько веков и чудесно сохранились,со всеми чертами и яркими цветами красок. Все это произошло из-за того,что не нашлось настоящего руководителя,хорошо знакомого с археологией и древним искусством..."

Этот проклятущий академик,оказывается, вдобавок аккуратно зарисовывал все обнаруженное в свой альбом(он вообще любил зарисовывать всякие древности).

Необходимо было этот альбом уничтожить..чем и занялись Просвещенные Братья.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Астрахань

цитировать



Зарегистрирован: 08.03.2006
Сообщения: 257

Сообщение Судьба альбома Солнцева  |    Добавлено: Чт Апр 05, 2007 2:48 am Ответить с цитатой

Этот альбом делался ДЕСЯТЬ ЛЕТ,пока шла реставрация. Каждую осень Солнцев передавал царю от 80 до 100 акварельных зарисовок раскрытых фресок,которые должны были стать украшением легендарной книги,на сегодня самой дорогой из отечественных книг- "Древности Государства Российского".

Но августейший покровитель внезапно умер,а тогдашний глава Археологического Общества граф Строганов,побывав в Софийском Соборе,заявил,что так как они не имеют ничего общего с теперешней стенописью собора,то приняты научным сообществом быть не могут.

Затем,более чем через десять лет, в 1866 году их решили издать,организовав комиссию,которая поручила уже старенькому Солнцеву и академику Срезневскому "ПРИВЕСТИ АЛЬБОМ В НАДЛЕЖАЩИЙ ВИД, ИСПРАВИВ В СООТВЕТСТВИИ С ОРИГИНАЛОМ"

" Так возник пресловутый увраж «Киевский Софийский собор», в основу которого положены зарисовки 1867 г. В этой связи В. А. Прохоров, бывший членом комиссии по изданию увража, вполне справедливо возмущается действиями Археологического общества. «Вместо поверки рисунков Солнцева с памятников XI в. (речь идет о мифических (по Лазареву) рисунках 1843 г.), о которых Археологическому обществу ничего(якобы) не сообщено, привезены были прориси с нынешних исправленных, замалеванных фресок, которые в настоящее время не имеют того археологического значения, какое они имели до своего исправления. При этом не разъяснено было Археологическому обществу или комиссии по этому изданию, насколько какие фрески исправлены, и в чем именно произошли в них изменения или отступления от первоначального письма, т. е. насколько они потеряли свой характер, а с ним вместе и археологическое свое значение для науки как памятника XI в.»

Когда В. А. Прохоров сверил прориси 1867 г. с оригиналами, то он убедился, что и они не «безукоризненно верны» и что их — «делали небрежно и неверно». Тем не менее эти рисунки были опубликованы в роскошном издании, которое оставалось вплоть до наших дней единственным источником для изучения фресок Софии Киевской."

http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=5&chap=1&ch_l2=0

ЗЫ. Дальнейшую судьбу оригинальных акварелей Солнцева проследить,увы,не удалось..хотя,навряд ли они сохранились.

Остался,правда, корректурный экземпляр увража "Киевский Софийский собор",но...после того,как его взял попользоваться архитектор Милеев, "многие листы и таблицы бесследно пропали".

Этот самый Милеев вроде где-то уже упоминался в истории с "Саркофагом Ярослава Мудрого" и со знаменитыми новодельными полами Софии,украшенными шестиконечными звездами...

А вот он засветился в Костроме при "реставрации"  Ипатьевского монастыря:

http://kostroma.ru/kostroma/frescoues.htm
http://sobory.ru/article/index.html?object=151
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Север

цитировать



Зарегистрирован: 19.10.2004
Сообщения: 3653

Сообщение  |    Добавлено: Чт Апр 05, 2007 8:56 am Ответить с цитатой

содержательное дополнение, спасибо
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Форумы у Лирика -> Империя Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Имя
Сообщение

 
Перейти:  
Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей
Реклама:
-