Форумы у Лирика

Список форумов Форумы у Лирика
 АльбомАльбом   FAQFAQ   ПоискПоиск   Правила форумаПравила   Для тех, кто в БАНеСейчас в БАНе 
 РегистрацияРегистрация   ВходВход 
Кун-Град на Арале

Эту тему просматривают:зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 0
Зарегистрированные пользователи: Нет
На страницу 1, 2, 3  След.
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Форумы у Лирика -> Империя
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Север

цитировать



Зарегистрирован: 19.10.2004
Сообщения: 3653

Сообщение Кун-Град на Арале  |    Добавлено: Ср Дек 01, 2004 8:05 pm Ответить с цитатой

Здесь находится карта Аральского моря

Среди разных интересных вещей –по-видимому, контуры береговой линии или трассы маршрутов, выполненых в 1740, 1815 гг. – это возвращаясь к вопросу о предполагаемом русско-французском походе в Индию в 1801 г.

Кроме того – в дельте реки Аму-Дарья у её разделения на Улу-Дарью (с картой 1981 г. Уже не совпадает) находится город с типично тюркским названием КУН-ГРАД.

Что говорит об этом городе Энциклопедия
– город возник в 1969 г., до этого на его месте существовал поселок Железнодорожный, который, по-видимому, и был до советской власти опять таки Кун-Градом. Как видно по названию, через этот город проходит железная дорога, и это ж/д Гурев-Мары которую при царях хотели тянуть прямиком в Индию.

Благодаря энтузиастам в Интернете есть сайт об этом городе на котором узнаем его историю:

«Само название Кунград указывает на его древность. Именно так называется один из главных тюркских родов от которого произошли современные народы Средней Азии. Род кунград почитаем казахами, узбеками, киргизами и другими народами.
(слово КУН, на мой взгляд, можно трактовать и как ГУНН и как ХАН)

До установления Советской власти и образования Народной Республики Хорезм, Кунград входил в состав Хивинского ханства, был неоднократно столицей многих государств на территории Приаралья.

Так поворот реки Амударьи многократно упоминаемый историками и подробно описанный хивинским ханом XVII века Абулгази, привел к уходу жителей даже из главного населенного пункта Хорезма - Ургенча, которые перебрались в дельту нового русла реки. Остров, образуемый дельтой и морем, получил название Арал, перешедшее потом и на само море, аралами называли и жителей этой местности. В 1643 г. Абулгази был провозглашен ханом жителей, переселившихся в эту дельту и не признававших никаких правителей соседних государственных образований. В XVIII в. Арал был независим даже от Хивы, и его центр, Кунград, стал своеобразным символом города-государства, не подчиняющегося ни одному среднеазиатскому хану

далее там есть интереснейшая статья Жалменовой О. П.
РОЛЬ АМУДАРЬИ В ИСТОРИИ ПОГРАНИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ. : Ал-Бируни в своем геодезическом труде, относящемся к 1025 г. утверждает, что в современное ему время река текла в Аральское море, но при этом делала огромную зигзагообразную петлю, обводняя через Сарыкамышские русла Амударьи всю Сарыкамышскую впадину (7). "
(интересное совпадение именно в этом веке общий уровень морей был настолько высок, что Анна наша Ярославна приплыла во Францию морем в портовый город Монтрой, ныне около 30 км от берега)

Очередная экологическая катастрофа, разразившаяся в Туркестане и больнее всего затронувшая Хорезм, пришлась на начало XIII века и была связана с глобальным похолоданием. Амударья в 1217-1219 годы покрывалась слоем льда толщиной до метра и державшегося до пяти месяцев (11). Это позволяло хорезмшаху, чье государство выделялось в конце XII - начале XIII вв. своими огромными размерами, переправлять многотысячные армии и вести активную внешнюю политику: река стала не границей, разъединяющей народы и государства, а фактором усиления экспансии самого агрессивного из них.


При этом бросается в глаза весьма любопытный факт: хорезмшах Алауддин Текеш нигде не упоминает о наличии кочевников в этих северных областях Хорезма. Возможно, их там совсем не было по каким-то административно-политическим соображениям, и все же примечательно, что наследник тюркских кочевников, став руководителем государства, основу которого составляли оседлые жители, стал оберегать этих земледельцев и ни под каким видом не допускал кочевников-степняков селиться на обработанной земле северного Хорезма
.

Усугубили ситуацию пришедшие через несколько лет монголы, разгромившие государство хорезмшахов и разрушившие на Амударье плотины. Наиболее важным для истории как Хорезма и Хивинского ханства, впоследствии созданного на его территории, так и для историко-географического развития всего Туркестана оказался поворот Амударьи, впадавшей в Каспийское море в XIII-XVI вв., к морю Аральскому. Эта проблема активно обсуждалась в XIX в. и была "модной", историография ее огромна (14) и показывает непримиримые позиции натуралистов и историков. Среди геологов и географов господствовал взгляд, что в Каспийское море Амударья никогда не впадала и что так называемое высохшее русло Амударьи, Узбой, на самом деле представлял морской пролив, образовавшийся еще во времена отделения Аральского моря от Каспийского (15).

Иную точку зрения высказал и на протяжении всей жизни отстаивал В.В. Бартольд (1869-1930), который на основании анализа письменных источников пришел к противоположному выводу (16). Важнейшими итоговыми работами по проблеме являются исследования именно этого крупнейшего востоковеда с мировым именем, основателя школы изучения Средней Азии в России (17). Историк доказал неверность гипотез геологов и правильность собственных выводов и утверждений о впадении Амударьи в Каспийское море. Ко времени смерти В.В. Бартольда его точка зрения стала общепризнанной, и разногласия наблюдались лишь по частным вопросам (время прекращения течения по Узбою, причины прекращения и т.п.).

В начале XIX в. хивинские ханы стали усиленно переселять туркмен в низовья каналов, наделяя их орошаемыми землями и обязали их военной службой для своих грабительских набегов на южно-туркменские оазисы и на северный Иран. Сильные военные отряды туркмен и каракалпаков служили опорой военного могущества хивинских ханов первой половины XIX в. Один из первых исследователей Средней Азии, Н.И. Веселовский подчеркивал, что условия местности сделали Хиву разбойничьим гнездом, на страх и разорение соседей (29). Отдельные племена приходили в Хиву не только усилиями хивинских ханов, но и самостоятельно: под натиском йомутов в 1800 г. переселились на берег Амударьи узбекское племя мангытов, где ими был основан город Мангыт. "

Интереснейшие исторические документы об этом городе

... В начале XVII в. Амударья поворачивает в свое прежнее русло и снова впадает в Аральское море, обводняя южное побережье, т.е. исконные владения каракалпаков. На свою родину возвращаются каракалпаки с берегов Сарыкамыша, Узбоя и с плато Устюрт. Совместно с пришедшими в Хорезмский оазис кочевыми узбеками они создают Аранское (Аральское) государство со столицей в Кунграде. Правил государством Шах-Темир...
(на карте также присутствует город Шах-Темир, по всей видимости современный ЧимБай)

ДОНЕСЕНИЕ КАПИТАНА БУТАКОВА ПОЛКОВНИКУ ИГНАТЬЕВУ. "Русский вестник" 1871 год.
... В 8 часов утра сошел я на берег в мундире и эполетах, взяв с собой гг. Салацкого, Муренко и топографа Недорезова. Я был принят с большим почетом, но на все мои доводы, кунградский губернатор положительно объявил, что он не может позволить нам пройти далее. Что запрещение хана формальное, и что он должен будет отвечать своею головой. Тогда, приняв в соображение неутешительное состояние в котором находился лейтенант Можайский, лейтенант Зеленин, с своими лошадьми, и даже вы сами с вашим посольством, в совершенной зависимости у Хивинцев, я счел неосторожным, ворвавшись почти силой в Кунград, раздражать их еще более и увеличивать ужас который и так уже овладел ими при моем появлении...


Последний раз редактировалось: Север (Чт Дек 02, 2004 9:00 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Реклама
Север

цитировать



Зарегистрирован: 19.10.2004
Сообщения: 3653

Сообщение  |    Добавлено: Ср Дек 01, 2004 8:06 pm Ответить с цитатой

о войне хивинского хана с ЧОУДОРАМИ, т.е. вроде как с чудью.
причем относится это к 1808 году.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Север

цитировать



Зарегистрирован: 19.10.2004
Сообщения: 3653

Сообщение  |    Добавлено: Ср Дек 01, 2004 8:11 pm Ответить с цитатой

Бахистунская надпись
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
I,M,

цитировать



Зарегистрирован: 13.10.2004
Сообщения: 402
Откуда: Москва

Сообщение Куна-интернационал  |    Добавлено: Чт Дек 02, 2004 1:30 am Ответить с цитатой

Куна - денежная единица Древней Руси, равная 1/25 гривны (10—11 вв.) и 1/50 гривны-куны, обращалась до середины 14 - начала 15 вв.

Куна (самоназвание - туле), индейский народ группы чибча в Панаме. Свыше 50 т. ч. (1995). Язык куна. Верующие — христиане (католики и протестанты).

История населенных пунктов Оленегорского района
Железнодорожная станция Куна расположена на левом берегу реки Пече, на 130-м км от Мурманска и в 19 км к югу от Оленегорска. Географических названий с таким именем на Кольском полуострове встречается несколько: Куна - река, Кун -озеро, через которое протекает река Куна, Кун -остров, расположенный к юго-западу от устья реки Куны на озере Имандра. Существуют два варианта происхождения этого названия. Первый – от древнерусского слова «куна» в значении «куница». О правомерности такого названия можно говорить потому, что куницы населяют всю лесную зону нашей области, изредка встречаются и в лесотундре. Второй – от саамского слова «кунн» - «зола». В русской речи в полном переводе эти названия звучали бы как «Зольная река», «Зольное озеро» и т.д. Недаром, в районе Кунозера были обнаружены остатки кострищ древних саамов.

Адыгея
По хребту Слесарному выход к горе Корыто (1732), тропа круто уходит к лесу и р. Б. Сахрай до слияния с р. М. Сахрай и далее по каньону реки Сахрай до реки Куна

Хабаровский край
Уникальные маревые ландшафты реки Кун-Маньё – горной реки, впадающей в реку Маю Половинную.

Кунгей-Алатау
Кунгей-Алатау мощной зазубренной стеной обрамляет с севера котловину озера Иссык-Куль. Такое расположение хребта и явилось основанием для его названия: "кун-гей" переводится как "обращенный к югу".

1-я Паралипоменон, 18:7
А из Тивхавы и Куна, городов Адраазаровых, взял Давид весьма много меди. Из нее Соломон сделал медное море и столбы и медные сосуды.

Корея
В административном отношении Республика Корея состоит из девяти провинций и шести городов со специальным статусом. Провинции в свою очередь подразделяются на крупные города (си), уезды ( кун ), города уездного значения (ып) и районы, волости (мен).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Север

цитировать



Зарегистрирован: 19.10.2004
Сообщения: 3653

Сообщение  |    Добавлено: Чт Дек 02, 2004 3:02 pm Ответить с цитатой

в граде Кунграде обитают русские староверы
http://kungrad.narod.ru/1/16.htm#16

которые:
"представляют отдельную этно-конфессиональную группу (субэтнос), которая обладает:
Этническим самосознанием (считает себя отдельным народом);
Самоназванием - уральские казаки (данное самоназвание сохранилось, несмотря на указание в официальных документах и паспортах в графе национальность - русские);
Определенной территорией расселения и компактностью;
Конфессиональной особенностью - старообрядчество;
Особенностью диалекта;
Спецификой традиционной культуры (хозяйства, жилища, одежды, пищи, семейно-бытовой, календарной и религиозной обрядностью).

На территории Каракалпакии уральцы образовали поселения, которые отличались компактностью, и формировались, главным образом, по этническим признакам, кровнородственным и конфессиональным связям, географическим и природно - ландшафтным условиям. В настоящее время такого типа поселения сохранились в Нукусе - поселок Пристань, Ходжейли - поселок Водник (Пристань), Кунграде - старый город, Муйнаке, Бируни, Турткуле. Уральцы этих населенных пунктов сохранили некоторые черты традиционного быта и культуры до наших дней. Отличительная особенность всех поселений уральцев - компактность и неповторимый внешний вид."


(я бывал в таких русских поселках в Румынии, производит впечатление)

Красноречивым примером является старая часть современного поселка Пристань в Нукусе (бывшие Новый и Рыбачий поселки). Усадьбы и дома здесь располагаются вдоль бывшего канала, плотно примыкая друг к другу, они похожи на "глинобитные крепости". Дело в том, что для усадеб характерен полузакрытый тип двора, при котором все надворные постройки плотно примыкают друг к другу, образуя сплошную стену с трех сторон, а с фасада располагают ворота и калитку. Традиционным жилищем уральцев до настоящего времени является глинобитный дом с двускатной камышовой крышей "мазанка", который еще бытует в старых частях расселений уральцев. В таких домах сохранилась традиционная ориентировка (юг, юго-восток), расположение и внутреннее деление пространства, убранство. Основной отличительной особенностью в традиционном жилище уральцев является бревно - основа двускатной крыши. Все дома обделаны в большинстве случаев традиционным способом, который называется "гармалить" (мазать - автор). Два раза в год - весной перед Пасхой и осенью до Покрова - уральцы "гармалят" смесью глины с соломой "саманом" и белят свои "избы". В диалекте уральцев сохранилось и бытует название изба для определения дома и основной комнаты (кухни, передней, гостиной, зала).

Главное место в жилище и быту занимает русская (варистая) печь, которая широко бытует и в настоящее время в связи с ее определенным местом и ролью в семейно - бытовой обрядности, являясь необходимым условием в приготовлении ритуальной (чаще всего поминальной) пищи. Бытуют два вида печи: русская варистая и полурусская печь с плитой. Их прямое назначение в современном быту - приготовление ритуальной пищи. Печь в традиционном жилище уральцев служит основным ориентиром в делении внутреннего пространства. Она делит избу (относительно входа) на две стороны: левую - хозяйственную или женскую; правую - жилую или мужскую.

По диагонали от печи располагается передний угол с иконами - божница (слева от входа). Угол с иконами самое почетное место в доме, он связан с семейно - бытовой и религиозной обрядностью, служит главным ценностным ориентиром. В божницах, на небольших полочках располагаются иконы, металлические складни, распятия, молитвенные книги, свечи, представляя собой домашний иконостас. Прежде чем войти в избу и приветствовать хозяев, гость должен, перешагнув через порог с крестным знамением, совершить молитву, повернувшись к иконам. Но если в доме нет икон, что очень редко бывает в доме уральцев, то вошедший совершает крестное знамение на восток. Категорически запрещается курить в избе, так как табак один из запретных продуктов по старообрядческой вере, как, впрочем, чай и чеснок.

В домах уральцев, особенно старожилов, еще можно встретить традиционное убранство и утварь, самодельную деревянную мебель - столы, лавки, табуретки, навесные полки, кровати, сундуки, ящики для продуктов "чувалы". В домашнем обиходе старожилов все еще бытует деревянная посуда и различная утварь: ложки, крынки кадушки, корыта, которые были необходимым условием на поминальном столе, что связано с конфессиональным запретом на металлическую посуду.


предполагают, что они там появились
"в результате насильственной ссылкиа части уральских казаков (1875 г.) "
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Север

цитировать



Зарегистрирован: 19.10.2004
Сообщения: 3653

Сообщение  |    Добавлено: Чт Дек 02, 2004 3:04 pm Ответить с цитатой

любопытно, что появление независимого Кунградского государства совпадает с правлением Александра 1-го
http://www.uzbekistan.uz/rus/istor_kult1.html

В Хорезме в середине XVIII в. к власти пришел амир другого узбекского племени кунград-Мухаммад Амин (1763-1790). Его сын Эльтузар в 1804 г. принял титул хан и стал первым ханом кунградской династии правившей в хивинском ханстве вплоть до 1920 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Север

цитировать



Зарегистрирован: 19.10.2004
Сообщения: 3653

Сообщение  |    Добавлено: Чт Дек 02, 2004 3:10 pm Ответить с цитатой

Михайлов Андрей Александрович
Битва с пустыней


глава 4 Война с Кокандом 1858г.

Кунград, населенный туркменами-йомудами в то время осаждали хивинские войска. При виде русского корабля хивинцы сразу же сняли осаду и ушли. Правитель города горячо поблагодарил русских за помощь, но Черняев с явным разочарованием записал в дневнике: «Яумуды (так в тексте — А. М.) ничем не обнаружили и малейшего желания принять русское подданство. Народ этот, привыкший добывать себе хлеб грабежом и войной, более всего дорожит необузданной свободой и не променяет ее ни на какие блага, если с ними связаны порядок и благоустройство». При всей предвзятости моральных оценок, политические выводы Черняева были верны. Не приходилось сомневаться и в том, что йомуды действительно были очень опасны в качестве противника.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Гость

цитировать






Сообщение  |    Добавлено: Пт Дек 03, 2004 7:08 pm Ответить с цитатой

Спасибо Север
за интерес к нашему сайту,за обсуждение и за поддержку в гостевой.
Если у Вас есть какие либо материалы так или иначе касающиеся Кунграда Хорезма и Приаралья мы готовы их опубликовать. А статью О.П. Жалменовой наверное мы удалим, как ни странно историки чаще всех недовольны публикацией своих работ. А вот биологи, журналисты, автостопщики наоборот благодарят за публикации. Спасибо за поддержку еще раз, если кто может чем помочь или кому мы можем помочь - готовы к сотрудничеству.
Кунград
Вернуться к началу
Север

цитировать



Зарегистрирован: 19.10.2004
Сообщения: 3653

Сообщение  |    Добавлено: Пт Дек 03, 2004 8:39 pm Ответить с цитатой

Ух ты! как Вы меня нашли?

печальна позиция историков, коммерческой ценности их труды как правило не имеют, тогда ка квысокая познавательная ценность хранится где то в библиотеках и не ведома большому кругу читателей...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Гость

цитировать






Сообщение  |    Добавлено: Пт Дек 03, 2004 10:14 pm Ответить с цитатой

Найти не трудно счетчик http://www.liveinternet.ru , 5-6 переходов с этого форума сегодня.

А ответы не впервые от историков такие получать. Например есть Каракалпакский институт истории, археологии и этнографии. Вот кто вообще должен популяризировать знания о истории нашего края. Так я оттуда такую отповедь получил. Боюсь что-то у них просить.
Приходится часами искать в интернете материалы, многое действительно только в библиотеках научных учреждений или вузов. А нам, кто не профессинал-историк или живет в провинции доступа туда нет.
Может ли кто-нибудь из участников форума подсказать где взять или прислать труды по хорезмской экспедиции С.П. Толстова 30 годов?
Буду очень благодарен. Кунград.
Вернуться к началу
Север

цитировать



Зарегистрирован: 19.10.2004
Сообщения: 3653

Сообщение  |    Добавлено: Пн Дек 06, 2004 12:43 pm Ответить с цитатой

Anonymous писал(а):
Найти не трудно счетчик http://www.liveinternet.ru , 5-6 переходов с этого форума сегодня.


народ таки интересуется Laughing

Цитата:
А ответы не впервые от историков такие получать. Например есть Каракалпакский институт истории, археологии и этнографии. Вот кто вообще должен популяризировать знания о истории нашего края. Так я оттуда такую отповедь получил. Боюсь что-то у них просить.


они, по всей видимости, бояться, что кто то использует их материалы и получается ещё хуже, их приоритет может быть подтвержден только специалистами, которым их труд известен, широкой публике либо ничего не известно, либо известна как раз ворованая часть...

Цитата:
Может ли кто-нибудь из участников форума подсказать где взять или прислать труды по хорезмской экспедиции С.П. Толстова 30 годов?Буду очень благодарен. Кунград.


пытался посмотреть по специализированным источникам, к сожалению, ничего нет...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ann
Гость
цитировать






Сообщение Своеобразная форма пустыни - барханные пески.  |    Добавлено: Вс Янв 23, 2005 11:09 pm Ответить с цитатой

[quote="Север"][ Laughing ]Михайлов Андрей Александрович
Битва с пустыней [/URL]
Своеобразная форма пустыни - барханные пески.
Территория современной Республики Каракалпакстан является своего рода "археологическим заповедником". На данной территории сегодня насчитывается свыше 300 археологических объектов.
В древности эту территорию называли Хорезм.

Хорезм - государство, существовавшее в древности и средневековье в низовьях реки Амударьи на территории современных Республик Узбекистан и Туркменистан. Большой вклад в изучение истории этого края вложила Хорезмская Археолого-Этнографическая Экспедиция под руководством С.П. Толстова. Приступившая к работе в 1937 году. В низовьях рек Амударьи и Сырдарьи и прилегающих районах пустынь Кара-Кум и Кызыл-Кум экспедицией было открыто и исследовано большое число археологических памятников различных эпох - от каменного века до позднего средневековья, что позволило в основных чертах восстановить историю и культуру населения Хорезма и всего юго-восточного Приаралья.

Древнейшие стоянки первобытных людей, открытые в Хорезмском оазисе и прилегающих пустынных районах, относятся к эпохе неолита (YI-III тыс. до н.э.).В то время здесь обитали племена охотников и рыболовов, живших в больших наземных жилищах каркасной конструкции, крытых древесной корой и камышом. Возникновению Хорезмской этнической общности предшествовали протекавшие в бронзовом веке сложные процессы, обусловленные взаимодействием местного населения с пришлыми скотоводческо-земледельческими племенами степной зоны Евразии при постоянной инфильтрации отдельных групп населения из южных районов Центральной Азии. Под воздействием южных контактов в низовьях Амударьи уже к середине II тыс. до н.э. развивается орошаемое земледелие. Это время сложения тазабагьябской культуры в которой преобладают черты, свойственные кругу культур степной бронзы, но в отличие от последних здесь больший удельный вес приобретает земледелие, основанное на искусственном орошении.

Для эпохи поздней бронзы, представленной памятниками амирабадской культуры (X-YIII вв. до н.э.), характерно дальнейшее развитие орошаемого земледелия. Жилища-полуземлянки группируются теперь в поселения из 15-20 домов. Появляются первые признаки выделения специалистов-ремесленников. Углубляется процесс разложения первобытнообщинных отношений, сопровождающийся усилением имущественной и социальной дифференциации в обществе.

Становление собственно хорезмской цивилизации было связано с так называемой архаической культурой (YII-Y вв. до н.э.), представленной такими памятниками оазиса как городище Кюзели-Гыр и усадьба Дингильдже. Дальнейшее развитие ирригационного земледелия, связанное с сооружением в этот период крупных магистральных каналов, явилось одним из важнейших факторов, способствовавших становлению хорезмской государственности. Возникают укрепленные поселения городского типа и многочисленные сельские усадьбы.

В середине YI в. до н.э. Хорезм был завоеван Ахеменидами. Страна вовлекается в круг интенсивных и широких культурных обменов.

На рубеже Y-IY вв. до н.э. Хорезм обрел самостоятельность, которую он сохранял во времена восточного похода Александра Македонского и правления греко-македонских царей в Центральной Азии. В IY-III вв. до. н.э. хорезмийцы создают свою особую художественную культуру, синтезировав и развив местные и заимствованные (главным образом переднеазиатские) элементы.

О связях населения западной периферии Хорезма с кругом культур сарматского облика свидетельствуют курганные могильники Присарыкамышской дельты.

Раннесредневековая - афригидская - культура Хорезма (Y-YIII) сложившаяся на местной основе под воздействием племен полукочевой периферии, резко отличается от античной.

В конце афригидского периода и особенно после арабского завоевания в YIII веке хорезмийское искусство и культура, сохраняя некоторые традиционные черты, все более приобретает облик, общий для всех стран, вошедших в состав Халифата.

В эпоху Великих Хорезмшахов, создавших на рубеже XII- XIII вв. огромное государство, простиравшееся от границ Индии до Кавказа, наблюдается высоким подъемом культуры и искусства. Могущество и блеск этой эпохи нашли отражение в строительстве парадных светских и религиозных зданий, пышно украшенных резным ганчем, росписью и поливными плитками, в дальнейшем развитии ремесел. Прогресс в керамическом ремесле выразился в усовершенствовании цветных глазурей, использовании поташной поливы, изготовлении посуды из кашина - полуфаянса.

После монгольского завоевания в XIII веке Хорезм вошел в состав Золотой Орды, на культуру которой он оказал значительное влияние. Столица Хорезма - Ургенч, лежавший на пересечений караванных путей, связывавших его с городами Нижнего Поволжья и Центральной Азии, являлся одним из самых крупных ремесленных центров Центральной Азии. Керамика этого времени показывает разнообразие художественных приемов; подглазурная и надглазурная роспись, рельеф, гравировка, штамп. Среди орнаментальных мотивов преобладают растительные изображения, но иногда встречаются и зооморфные. По-прежнему разнообразны богато орнаментированные многоцветные украшения из стекла.

Материалы, ныне хранящиеся в фондах отделов археологии Государственного Музея Искусств имени И.В. Савицкого и Института Истории, Археологии и Этнографии при Каракалпакском отделении Академии Наук Республики Узбекистан представляют большой интерес, позволяя проследить историю культуры Хорезмского оазиса и сопредельных районов на протяжении многих тысячелетий. За это время содержание и стилистика искусства этого региона претерпели ряд изменений, обусловленных социально-экономическими, этногенетическими и идеологическими факторами. Хорезмийское искусство развивалось в неразрывной связи с культурой сопредельных стран, его взлеты и падения нередко были обусловлены бурными политическими событиями. В то же время многие черты местной культуры оказались удивительно устойчивыми и сохранились до наших дней в прикладном искусстве и народной архитектуре современных народов проживающих на данной территории - каракалпаков, узбеков и туркмен.


Археологические памятники Каракалпакии
Топрак-Кала, 1-4 века н.э.
Городище Топрак-Кала находится на территории Элликкалинского района Республики Каракалпакстан, Открыта в 1938 году С.П. Толстовым. В 1940 году на городище были проведены первые разведочные работы. Работы проводились вплоть до 1992 года.
Городище занимает площадь 500х350 метров. Прямоугольное в плане, оно окружено крепостными стенами сохранившимися в виде вала, местами достигающими высоты 8-9 м.
Установлено, что один из кварталов был занят храмовыми зданиями, традиционно строившимися здесь на протяжении всей истории существования города.
В другом здании обнаружены украшенные бронзовыми позолоченными браслетами-обоймами рога барана - архара, вокруг которых на полу лежали многочисленные приношения, стеклянные сосуды, украшения, фрагменты алебастровых скульптур и многочисленные настенные росписи в виде танцующих фантастических масок, в зале воинов фигуры воинов и зал царей - скульптурное изображение из необожженной глины фигуры царей.

Кызыл-Кала, 1-2 вв., 12 - нач. 13 вв.
Крепость расположена в 27 км к северу от города Бируни. Памятник впервые был открыт в 1938 году сотрудниками ХАЭЭ.
Крепость стоит на равнине и имеет форму почти близкую квадрату размерами 65х63 м. Ориентирована углами по сторонам света. Внешняя стена была прорезана двумя ярусами стреловидных бойниц. Была возведена вероятно, как оборонительная крепость и входила в цепь хорезмийских укреплений, созданных государством для защиты северо-восточного рубежа античного Хорезма.
Одновременно крепость была центром сельскохозяйственной округи и узлом караванных дорог через горный хребет Султануиздаг.

Джанбас-Кала, крепость 4 века до н.э. 1 век н.э.
Расположена на северо-западном склоне плоской каменистой возвышенности, замыкающей цепь холмов, тянущихся на юго-восток от Султануиздага.
В 1946-48 годы крепость впервые фотографировалась с воздуха. Прямоугольная в плане, размерами 200х170 м.
Собранные материалы, главным образом керамика, которые характерны для раннеантичной (кангюйской) культуры Хорезма.

Большой Гульдурсун - крепость 3-4 вв.до н.э.,12-13 вв.н.э.
Расположена в 20 км. к востоку от г. Бируни. Обследована в 1937 году археологами Я.Г. Гулямовым, в 1940 году продолжены С.П. Толстовым и в 1987-1994 годы годы О.Т. Доспановым.
Большой Гульдурсун - одна из крупных пограничных крепостей Хорезма, построена на основе запустевшей античной крепости. В плане она представляет собой неправильный прямоугольник размером 350х230 м., ориентированный углами по сторонам света.
Внутри при археологических раскопках найдено большое количество античной и средневековой керамики, бронзовых поделок и украшении, Античные и средневековые монеты. Судя по находкам монет можно определить, что последний период обживания памятника относится к 1220 году. К моменту правления Мухаммеда Хорезмшаха, т.е. к времени нашествия Монгольских войск в Хорезм.

Миздахкан (Гяур-Кала Ходжейлинская). Археолого-архитектурный комплекс 4 в.до.н.э. - 14 в.н.э.
Археологический комплекс Древнего Миздахкана расположена на значительной площади более 200 га. Вдоль крупных магистральных трасс по пути в Куня-Ургенч (Туркменистан) и Северные районы Респ. Каракалпакстан - Кунградский и Муйнакский и на плато Устюрт.
Основные его части расположены на трех холмах находящихся на юго-западной окраине г. Ходжейли. Включают в себя крепость Гяур-Кала, мавзолеи Шамун наби, Мазлумхан Сулу, Халфа Ережеп, Караван сарай. При раскопках найдены уникальны ассуарные погребения, монеты, различная бытовая утварь, стекло, высокохудожественные изделия из золота.

Мавзолей Мазлумхан Сулу
Расположен в западной части северной половины возвышенности. Памятник находится на половину в земле. Над землей возвышались только купола и портал входа. Вниз, через сводчатый коридор ведет лестница из портала к маленькому промежуточному купольному сооружению. Отсюда вторая лестница спускается к центральному помещению.
По монетным данным постройка мавзолея датирована первой половиной 14 века. Она связывается с расцветом торговых городов Золотоордынского Хорезма, один из которых был Миздахкан, оказавшийся на оживленных путях международной торговли.

Чильпык. Культовое сооружение 2-4 вв, 9-11 вв.н.э.
Кольцевидное в плане сооружение Чильпык расположено на трассе автомобильного пути, в 43 км от Нукуса на Юг (в Хиву, Самарканд, Ташкент). На вершине конического холма высотой 35-40 м.
В плане он имеет форму незамкнутого, немного приплюснутого круга диаметром около 65-79 м. Стены достигают высоты 15 м.
Во 2-4 веках он был воздвигнут, как зароастрийская дахма.
В 9-11 веках его использовали местные жители округи в качестве сигнальной башни.

Джанпык-Кала. Городище 9-11 вв., 13-14 вв. н.э.
Городище расположено в 6 км юго-восточнее поселка Каратау, на юго-западных отрогах Султануиздагского хребта. Один из живописнейших памятников правобережной части Амударьи.
Городище в плане имеет сложную конфигурацию В восточной части сохранилась цитадель в виде прямоугольника пахсовых стен. Стены украшены сомкнутыми полуколоннами и вершины кончаются попарно ступенчатыми арочками.
Археологические раскопки позволили уточнить хронологию городища. Древнейшая керамика к 4 в. до н.э. - 1 в. н.э. Дата последнего обживания определяется монетами 1319-1320 гг., и 1345-1346 гг.
При раскопках обнаружены многочисленные находки ранее привезенные из различных стран Востока и Запада. (Китая, Египта, России, Европы, Индии). Городище служило портовым городом в средневековье. На окраине Джанпык калы можно увидеть бескрайние просторы заповедника Бадай Тугай.

Данные материалы любезно предоставлены др-м. Октябрем Доспановым для размещения на OrexCA.com.
Вернуться к началу
I,M,

цитировать



Зарегистрирован: 13.10.2004
Сообщения: 402
Откуда: Москва

Сообщение Re: Своеобразная форма пустыни - барханные пески.  |    Добавлено: Вс Янв 23, 2005 11:21 pm Ответить с цитатой

Ann писал(а):
Топрак-Кала, 1-4 века н.э.
Городище Топрак-Кала находится на территории Элликкалинского района Республики Каракалпакстан, Открыта в 1938 году С.П. Толстовым. В 1940 году на городище были проведены первые разведочные работы. Работы проводились вплоть до 1992 года.
Городище занимает площадь 500х350 метров. Прямоугольное в плане, оно окружено крепостными стенами сохранившимися в виде вала, местами достигающими высоты 8-9 м.


Топрак-Кала. Развалины дворца в процессе раскопок.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Север

цитировать



Зарегистрирован: 19.10.2004
Сообщения: 3653

Сообщение Re: Своеобразная форма пустыни - барханные пески.  |    Добавлено: Вс Янв 23, 2005 11:51 pm Ответить с цитатой

Спасибо

Ann писал(а):

Археологические памятники Каракалпакии
Топрак-Кала, 1-4 века н.э.

Кызыл-Кала, 1-2 вв., 12 - нач. 13 вв.

Джанбас-Кала, крепость 4 века до н.э. 1 век н.э.

Большой Гульдурсун - крепость 3-4 вв.до н.э.,12-13 вв.н.э.

Миздахкан (Гяур-Кала Ходжейлинская). Археолого-архитектурный комплекс 4 в.до.н.э. - 14 в.н.э.
Археологический комплекс Древнего Миздахкана расположена на значительной площади более 200 га. Вдоль крупных магистральных трасс по пути в Куня-Ургенч (Туркменистан) и Северные районы Респ. Каракалпакстан - Кунградский и Муйнакский и на плато Устюрт.
Основные его части расположены на трех холмах находящихся на юго-западной окраине г. Ходжейли. Включают в себя крепость Гяур-Кала, мавзолеи Шамун наби, Мазлумхан Сулу, Халфа Ережеп, Караван сарай. При раскопках найдены уникальны ассуарные погребения, монеты, различная бытовая утварь, стекло, высокохудожественные изделия из золота.

Мавзолей Мазлумхан Сулу

Чильпык. Культовое сооружение 2-4 вв, 9-11 вв.н.э.

Джанпык-Кала. Городище 9-11 вв., 13-14 вв. н.э..


на территории собственной ещё недавно страны есть такие места, что Египет блекнет, а наши пилигриммы по Шотландиям Smile Sad
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
andY

цитировать



Зарегистрирован: 08.07.2004
Сообщения: 91
Откуда: C.-Петербург

Сообщение Куня-Ургенч  |    Добавлено: Вс Янв 23, 2005 11:54 pm Ответить с цитатой

У меня такой вопрос - что из себя сейчас представляет Старый Ургенч? Развалины?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Форумы у Лирика -> Империя Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Имя
Сообщение

 
Перейти:  
Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей
Реклама:
-